7 распространённых причин разрастания объёма и как их избежать

Джулия Мартинс, фото автораJulia Martins17 мая 2022 г.6 мин. на чтение
facebooktwitterlinkedin
Что такое разрастание объёма — изображение для заголовка
Try Asana now

Представьте: вы целиком погружены в работу над проектом и его ожидаемым результатом. Вдруг вы получаете просьбу от заинтересованной в проекте стороны включить в него дополнительную цель. Она не входила в ваши планы, но кажется достаточно простой, поэтому вы соглашаетесь. А через несколько дней вы получаете ещё одно письмо. И внезапно ваш проект, в котором всё шло по плану, отстаёт от сроков и не достигает целей.

То, что с вами случилось, называется разрастанием объёма — и это может произойти с кем угодно. Прочитав эту статью, вы познакомитесь со всем, что нужно знать о причинах разрастания объёма, а также со способами, позволяющими его избежать.

Что такое разрастание объёма в управлении проектами?

В управлении проектами объём проекта — это свод требований и ожидаемых результатов проекта. Объём обычно определяется в начале процесса планирования проекта и должен быть задокументирован в плане проекта, дорожной карте или в проектном задании. Разрастание происходит тогда, когда дополнительные запросы и ожидаемые результаты превышают первоначально установленный объём проекта.

Почему так важно определять объём проекта?

Формируя план управления объёмом, вы оформляете договорённость между собой — руководителем проекта — и всеми сторонами, заинтересованными в нём. Если не определить объём проекта, это может привести к недопониманию и несогласованности. Без чётко определённого объёма вы не сможете контролировать то, что входит, а что не входит в круг ожидаемых результатов проекта, отталкиваясь от ясно очерченных и заранее согласованных параметров.

Иногда разрастание объёма может быть безобидным — оно может проявиться в виде одного или двух дополнительных результатов, которые, хотя они и не к месту, не окажут существенного влияния на проект. Но существенное разрастание объёма может подорвать успех проекта, отвлекая внимание сотрудников от его целей. Время, которое вы потратите на выполнение дополнительных задач, должно было пойти на достижение первоначальных целей проекта. Кроме того, это также может привести к выгоранию и переработкам.

Как определить объём проекта

Итак, чтобы предотвратить разрастание объёма, прежде всего, необходимо чётко определить объём проекта. К счастью, это не так сложно, как может показаться. По большей части объём проекта — это ещё один способ выразить параметры проекта, которые уже были описаны в других документах, например, в проектном задании.

Для того чтобы определить и согласовать объём проекта, следуйте этим пяти шагам:

  1. Начните с «почему». Почему вы и ваша команда работаете над этим проектом? Чего вы хотите добиться? Поняв, чего вы хотите получить по итогам проекта, вы сможете определиться с его объёмом.

  2. Учтите задачи проекта. Задачи и объём проекта тесно связаны друг с другом. Задачи проекта определяют, зачем вы собираетесь над ним работать, и должны соответствовать его объёму.

  3. Запишите объём проекта. Это не должен быть очень длинный документ. Объём проекта — это просто чёткое описание того, какие у проекта ожидаемые результаты и как они связаны со стоящими перед ним задачами. Можно использовать маркированные списки.

  4. Согласуйте объём проекта. Обязательно добейтесь того, чтобы все понимали, какие у проекта ожидаемые результаты, задачи и объём, а также получите одобрение от заинтересованных сторон.

  5. При необходимости внесите коррективы. Если на предыдущем шаге обнаружились разногласия, перепишите объём проекта. Перед завершением работы над ним снова покажите документ заинтересованным сторонами получите их согласие с ним.

7 распространённых причин разрастания объёма

Никому не хотелось бы увидеть, что его проект провалился, или упустить из виду его первоначальные задачи. Далее описаны самые распространённые причины разрастания объёма и советы о том, как предотвратить их.

1. Отсутствие объёма проекта

Это довольно очевидная причина, но её стоит повторить ещё раз. Без определённого объёма проекта вы не сможете договориться о нём со всеми вовлечёнными сторонами. Кроме того, если вы работаете с внешними подрядчиками или агентством, у вас также не будет документа или задания на оказание услуг, на которое можно было бы сослаться, когда кто-то попытается добавить в проект новые элементы.

Обязательно определите объём проекта в начале работы над ним и задокументируйте его. Объём проекта можно внести в его план или другую документацию, разрабатываемую на ранних этапах, чтобы было на что ориентироваться.

Читать о том, как создать план проекта, который будет вести вас правильным курсом

2. Плохо налаженный обмен информацией

Определив объём проекта, вам нужно будет рассказать о нём всем вовлечённым сторонами. Если не распространить этот документ эффективным образом в самом начале проекта, заинтересованные лица не будут о нём знать. Даже потратив время на то, чтобы чётко описать объём, вы всё равно можете столкнуться с разногласиями или даже провалом проекта, если не все будут знать о существовании этого документа.

Обязательно внесите объём проекта в документацию, разрабатываемую на подготовительных этапах, например, в план проекта или в проектное задание. Это позволит всем видеть заявленный объём проекта и разрешить любые несогласованности ещё до начала его реализации.

3. Нечёткие задачи проекта

Вы работаете над проектом, потому что хотите добиться чего-то определённого — эти достижения и результаты и есть задачи проекта.

При наличии чётко определённых задач проекта команде легко понять, какая работа оказывает непосредственное влияние на его успех. Благодаря этому все могут направить основные усилия на решение по-настоящему важных задач. Если же чётко определённых задач проекта нет, сотрудникам зачастую бывает сложно понять, чему отдавать приоритет, из-за чего они могут тратить много энергии на задачи, которые не способствуют достижению целей проекта.

Пример нечёткой задачи проекта. Улучшить блог компании так, чтобы в нём были статьи, которые нравятся читателям.

Пример чёткой задачи проекта. Подготовить статьи как минимум пять разных типов для блога в первом квартале, в том числе истории успеха, советы, статьи о новых функциях, истории о сотрудниках, статьи с новаторскими идеями. Отслеживать взаимодействие читателей с каждой из новых статей с целью определения трёх основных категорий, над которыми мы продолжим работать в следующих кварталах.

Читать статью «Как создать эффективную цель проекта (с примерами)»

4. Нереалистичные задачи проекта

Задачи проекта могут быть чётко сформулированы, но если выполнение этих задач в выделенное на это время (и в рамках объёма проекта) нереально, проект либо провалится, либо пострадает от разрастания объёма.

Следите за тем, чтобы поставленные задачи можно было выполнить за отведённое время, располагая имеющимися у вас ресурсами. Проверьте, насколько задачи проекта соответствуют его объёму и графику, с тем чтобы убедиться, что проект будет успешен. Если задачи проекта с самого начала выходят за рамки его объёма, контролировать разрастание объёма будет практически невозможно.

Читать руководство для менеджеров и их групп по управлению проектами в ИТ

5. Слишком много заинтересованных сторон

Сложно руководить проектом, когда все пытаются перехватить управление. Когда чётко не определён ответственный за проект, то есть его руководитель, работа может застопориться, а объём проекта становится размытым.

Несмотря на то, что в проекте множество заинтересованных сторон и участников, в каждой команде должен быть специалист, который напрямую отвечает за работу над этим проектом. Чтобы определить дополнительные роли в проекте, попробуйте воспользоваться матрицей RACI. Аббревиатура RACI обозначает четыре основные роли в управлении проектами:

  • Responsible — ответственный. Это человек, который руководит проектом. Он принимает большинство тактических решений

  • Approver — согласующий. Иногда требуется согласование заинтересованного лица или группы таких лиц. Согласующие могут утверждать, например, бюджет, цели или общую тональность.

  • Consulted — консультант. Консультанты — это специалисты, к которым иногда требуется обращаться за их мнением, полезной информацией или советами. И хотя окончательное решение остаётся за ответственным и согласующим, консультант, как правило, является экспертом своей предметной области.

  • Informed — информируемый. Это любой человек, которому необходимо получать информацию о проекте. В число информируемых сотрудников могут входить проектная команда, заинтересованные лица из других отделов или высшее руководство.

6. Неэффективный процесс контроля изменений

Даже когда роли чётко определены, вам нужен эффективный процесс контроля изменений. Контроль изменений — это процедура модификации важных и основополагающих элементов проекта, в том числе его объёма. Вместо того чтобы разрешить заинтересованным лицам просто вносить нужные им коррективы, процесс контроля изменений определяет набор правил и ограничений для их применения. Обычно это процесс, в котором участники команды или заинтересованные лица подают заявки на изменения, руководитель проекта и другие лица рассматривают такие заявки, и далее, пользуясь заранее определённой системой, решают, нужно ли принять, отложить или отказаться от этих изменений.

Процесс контроля изменений имеет важнейшее значение, поскольку позволяет вам восстановить контроль над проектом, давая при этом возможность вносить в него коррективы в случае необходимости. При наличии такого процесса параметры проекта могут меняться, но если это происходит, вы понимаете, что делается это по обоснованным причинам.

7. Обратная связь от клиентов в последний момент

Обратная связь очень важна для ориентированной на клиентов работы, как, например, разработка новых продуктов или проведение маркетинговых кампаний. Но если не собирать обратную связь заблаговременно, можно получить отзывы, диктующие существенное изменение назначения, объёма, времени реализации или задач проекта, в последний момент. Из-за этого вам, возможно, придётся изменить то, что вы уже делаете, или начать всё заново с учётом новых требований или особенностей.

Все мы всего лишь люди, и наши клиенты не исключение. Изменения в последний момент случаются, и с этим часто ничего нельзя поделать. Иногда возникает необходимость изменить существенную часть проекта, причём нельзя сделать ничего, чтобы этого избежать.

Лучший способ снизить вероятность такого исхода — заранее получать как можно больше отзывов от клиентов. Собирайте обратную связь регулярно и заблаговременно. Другие полезные советы приведены в нашем бесплатном шаблоне для проведения исследования пользовательского поведения.

Как управлять разрастанием объёма и предотвращать его

Итак, вы уже начали работать над проектом, и беспокоитесь о возможном разрастании его объёма. Что делать?

Если вы чувствуете, что над вами нависла угроза разрастания объёма, можно сделать следующее:

  1. Напомните об объёме проекта. Если заинтересованные лица требуют добавить новые ожидаемые результаты, напомните им об объёме проекта, а также о том, что в него входит, а что нет. Возможно, это поможет всей команде проекта снова договориться о его требованиях.

  2. Если это не сработает, попробуйте внедрить процесс контроля изменений. Попросите запрашивающего подать заявку на изменение в рамках установленного процесса. Затем рассмотрите эти запросы вместе с заинтересованными лицами проекта и решите, нужно ли менять объём проекта.

  3. Если изменения будут приняты, попробуйте понизить приоритет других ожидаемых результатов. Можете ли вы отложить что-то или отказаться от какой-то части работы, чтобы выделить ресурсы на новую работу?

  4. Если возможности отказаться от уже запланированной работы нет, проанализируйте ресурсы проекта. Откройте план управления ресурсами и поищите в нём ресурсы, которые можно направить на выполнение задач проекта.

Чтобы осуществить всё это — обрести и поддерживать ясность по отношению к объёму, задачам и плану проекта — используйте инструмент для управления работой, например, Asana. В Asana можно управлять всем рабочим процессом и предоставлять информацию о нём всей команде проекта, чтобы сотрудники были в курсе происходящего.

Попрощайтесь с разрастанием объёма

Кто-то может сказать: «Бывает, что объём проекта разрастается, в этом нет ничего такого». Но это совершенно необязательно. Чётко очертив объём проекта, составив его план и взяв на вооружение простую в использовании платформу для управления работой, можно выполнять поставленные задачи, не выходя за рамки объёма проекта.

Готовы начать управлять работой? Узнайте больше об Asana.

Дополнительные ресурсы

Статья

You need shorter lead times

7 common causes of scope creep, and how to avoid them

Julia Martins contributor headshotJulia MartinsDecember 11th, 20206 min read
facebooktwitterlinkedin
What is Scope Creep - Header Image

Picture this: you’re hard at work on a project and its deliverables. Suddenly, you get an ask from a cross-functional stakeholder to add an additional deliverable. You didn’t quite plan on it, but it’s easy enough to do, so you agree. Then, after a few days, another email. Suddenly, instead of being on track, your project is delayed and unsuccessful.

What you’re experiencing is scope creep—and it can happen to the best of us. In this article, you’ll learn all you need to know about what causes scope creep and how you can avoid it.

What is scope creep in project management?

In project management, project scope is the outline of requirements and deliverables in a project. Scope is usually defined at the beginning of the project planning process, and it should be captured in your project plan, roadmap, or brief. Scope creep is what happens when the asks and deliverables exceed the pre-set project scope.

Why is it important to establish project scope?

When you establish a scope management plan, you’re creating a common understanding between you—the project manager—and all of your project stakeholders. Not establishing a project’s scope can cause misalignment and misunderstanding. Without a defined project scope, you won’t have clearly-defined, pre-approved control of what is and isn’t included in your project deliverables.

Sometimes, scope creep can be harmless—it might manifest as an extra deliverable or two that, while cumbersome, don’t alter the project in a significant way. But significant scope creep can undermine your project’s success by taking attention away from your project objectives. Time spent on these added asks and deliverables is time not spent on your project’s actual objectives—and can also lead to burnout or overwork.

How to identify project scope

So, in order to prevent scope creep, you first need a clearly-defined project scope. The good news is, scoping your project isn’t as hard as you might think. Mostly, your project scope is a way to write down the parameters you’ve been establishing in other early project documents, like your project brief.

In order to identify and establish your project scope, follow these five steps:

  1. Start with the “why.” Why are you and your team working on this project? What do you hope to accomplish? Knowing the size and scope of what you intend to achieve will help you define your project scope.

  2. Bring in your project objectives. Your project objectives and project scope are tightly linked. Your project objectives define the aim of your project, and they, in turn, have to fit within your project scope.

  3. Write down your project scope. Remember, this doesn’t have to be very long. Your project scope is just a place for you to clearly outline your project deliverables and how they relate to your project objectives. Feel free to use bullet points, too.

  4. Review your project scope. Make sure you get buy-in from stakeholders, and that everyone is aligned on the project deliverables, objective, and scope.

  5. Make adjustments if necessary. If you weren’t aligned in step four, take some time to rewrite your project scope. Before finalizing it, surface the document to your stakeholders again, to ensure buy-in.

7 common causes of scope creep

No one ever wants to see their project fail or lose sight of its original objectives. Here are the most common causes of scope creep—and how you can prevent them.

1. No project scope

This might be an obvious one, but it bears repeating. Without a project scope, you don’t have a clear way to align on and communicate your project scope to everyone involved. Additionally, if you’re working with an outside team or agency, you also don’t have a document or statement of work (SOW) to point to when stakeholders attempt to add new elements to your project.

Make sure to create and define your project scope at the beginning of your project. Consider adding it to your project plan or other early documentation. That way, you have a baseline for your project scope embedded into all of your early project documentation.

Read: How to create a project plan that works to keep you on track

2. Poor communication

Once you have your project scope, you also have to share it out. If you don’t distribute the document effectively—and at the beginning of a project—then your stakeholders won’t be looped in. Even though you’ve taken the time to create a project scope, you might still suffer from misalignment or even project failure if not everyone is aware that it exists.

Make sure to include your project scope in any early project documentation, like your project plan or project brief. That way, everyone has access to the project scope statement—and any misalignment can be resolved before the project begins.

3. Unclear project objectives

Ultimately, you’re working on this project because you’re aiming to deliver something in particular—those achievements and assets are your project objectives.

When you have clear project objectives, your project team has easy insight into what tasks are and are not contributing to the project’s ultimate success. That way, you can focus your effort and energy on productive, high-priority work. On the other hand, if you don’t have clear project objectives, your team members might not know what work to prioritize, and they might end up working on tasks that don’t contribute to the project’s objectives.

Example of an unclear project objective: Improve our company blog to feature stories our readers love.

Example of a clear project objective: Craft at least five different types of blogs in Q1, including, but not limited to, customer stories, tips, new product features, team spotlights, and thought leadership. Closely monitor engagement on each new blog post to determine the top three categories to continue honing in future quarters.

Read: How to write an effective project objective, with examples

4. Unrealistic project objectives

Ok, so maybe your project objectives are clear—but if they’re not something your team can realistically achieve in the amount of time (and within the scope of your project), then your project will inevitably either fail or experience scope creep.

Make sure you’re able to achieve your objectives within the time frame and with the resources your team has. Check your project objectives against your scope and project schedule, to ensure you can ultimately deliver a successful project. If your project objectives and your project scope aren’t aligned at the beginning of the project, then managing scope creep becomes nearly impossible.

Read: IT project management: A guide for managers and their teams

5. Too many stakeholders

It’s really hard to steer a project if everyone is trying to grab hold of the steering wheel. Without a clear project owner—the project manager—your work can get muddied, and your scope can get muddied, too.

Though you’ll have various stakeholders and collaborators on the project, make sure every team has a project lead that’s directly responsible for driving the work forward. To build additional project roles, consider creating a RACI matrix. RACI stands for the four main roles in project management:

  • Responsible. This is the person who is driving the project. They’ll make most of the on-the-ground decisions.

  • Approver. Sometimes, you may need approval from a stakeholder or group of stakeholders. Your Approvers might set the budget, objectives, or tone, to name a few examples.

  • Consulted. Consulted stakeholders are people you might check in with to get their opinion, insight, or guidance. Though the Responsible & Approver roles have final say, the Consulted role is usually an expert in the field.

  • Informed. This is anyone who needs to know about your project. The Informed role might include your project team, cross-functional stakeholders, or executive leaders.

6. Ineffective change control process

Even with clearly-defined roles, you still need an effective change control process in place. Change control is the process of changing an important or foundational element of a project, including project scope. Instead of allowing stakeholders to simply make changes, a change control process implements a set of rules and restrictions to guide any project changes. Usually, that includes a process for team members or stakeholders to submit change requests, a step for those requests to be reviewed by the project manager and other important project stakeholders, and then a system to judge whether those changes will be accepted, denied, or deferred.

A change control process is critical because it allows you to regain control of your project—while still allowing for flexibility to add new requests if absolutely necessary. With a change control process, project details can change. But if they do, you’ll be sure they’re changing for the right reasons.

7. Last minute customer feedback

Customer feedback is key for customer-facing work like new products or marketing campaigns. But if you aren’t proactive about collecting feedback, you may get customer feedback late in the game that completely changes the intent, scope, timeline, or objectives of your project. This pivot might include changing what you’re already doing, or completely starting over with new features and new requirements.

You’re human—and so are your customers. Last minute changes happen, and the thing is, there’s only so much you can do about this one. Sometimes, you will need to change large elements of your project, and there might not be anything you could have done to stop it.

The best way to reduce the likelihood of this happening is to get plenty of customer feedback, and get it early. Practice regularly sourcing user feedback, and proactively collecting customer feedback. For more tips, try our free user research template.

How to manage and prevent scope creep

Ok, you’ve already gotten started on a project, and you’re worried about scope creep: now what?

If you feel scope creep coming on, there are a few things you can do:

  1. Resurface the project scope. If project stakeholders are pushing for new deliverables, remind them of the project scope and what was—and wasn’t—included in it. Hopefully, that will help the entire project team re-align on the project’s requirements.

  2. If that doesn’t work, try a change control process. Ask the requestor to submit their change requests through the change control process you’ve set up. Then, review those requests with your project stakeholders and decide if the request is worth altering your project scope for.

  3. If the scope changes are accepted, consider de-prioritizing another deliverable. Is there anything you can delay or cut altogether to make room for this new work?

  4. If there isn’t a way to de-prioritize any currently-planned work, take a look at your project resources. Use your resource management plan to see if there are any resources you can use to help you achieve your project objectives.

In order to do all of this—to gain and maintain clarity on your project scope, objectives, and plan—use a work management tool like Asana. With Asana, you can manage your entire workflow and share it with your entire project team, so everyone’s on the same page.

So long, scope creep

Some people might say “Hey, scope creep happens.” But it doesn’t have to. With a clear project scope, visible project plan, and easy-to-use work management solution, you can hit your project objectives without going outside of your project scope.

Ready to get started with work management? Learn more about Asana.

Related resources

Article

30-60-90 day plan: How to onboard new hires with ease