AI that works. Coming June 5, Asana redefines work management—again.Get early access

Семь простых шагов по созданию матрицы принятия решений (с примерами)

Джулия Мартинс, фото автораJulia Martins
12 января 2024 г.
6 мин. на чтение
facebookx-twitterlinkedin
Изображение для статьи о матрице принятия решений
Просмотр шаблона

Решения, решения, решения... Хорошие решения помогают направлять коллектив по верному пути и достигать целей, но как понять, что именно данное решение является верным? Что делать, когда перед вами два вроде бы равноценных варианта, подбросить монетку, бросить жребий или, может быть, обратиться за помощью к волшебному шару?

Принятие решений — критически важный аспект хорошего бизнес-планирования, но выбрать правильный вариант порой бывает трудно. Ключ к успеху — быстрые решения без спешки и верные решения без потери темпа.

Если эта головоломка кажется неразрешимой, то это не так. С помощью матрицы принятия решений можно определить преимущества и недостатки каждого варианта, взвесить различные переменные и прийти к правильному решению быстро и легко.

Что такое матрица принятия решений?

Матрица принятия решений — это инструмент для оценки и выбора наилучшего варианта из нескольких возможных. Он особенно полезен, если у вас больше одного варианта решения проблемы и несколько факторов, которые нужно принять во внимание для принятия окончательного решения.

Возможно, матрица принятия решений вам уже знакома, но под другим названием — даже несмотря на то, что речь идёт об одном и том же. В числе других таких названий:

  • Матрица Пью

  • Матричный анализ

  • Теория многомерной полезности

  • Матрица выбора проблем

  • Сетка принятия решений

Попробовать Asana для управления проектами

Когда нужна матрица принятия решений

Вам не всегда нужно пользоваться матрицей принятия решений. Это мощный — но относительно простой — процесс, который наиболее эффективен при выборе из нескольких сопоставимых вариантов. Если критерии оценки разных вариантов не одинаковы, то матрица принятия решений, скорее всего, будет не лучшим инструментом. Например, она не поможет вам решить, в каком направлении двигаться вашему коллективу в следующем году, потому что вы будете выбирать между несопоставимыми вариантами.

Используйте матрицу принятия решений, если вы:

  • Сравниваете несколько сопоставимых вариантов

  • Сводите различные варианты к одному окончательному решению

  • Взвешиваете совокупность важных факторов

  • Рассчитываете получить решение с логической точки зрения, не давая воли эмоциям или интуиции

Если матрица принятия решений не подходит в данной конкретной ситуации, далее мы расскажем о других подходах к принятию решений.

Как создать матрицу принятия решений за 7 действий

Матрица принятия решений поможет выбрать лучший из имеющихся вариантов на основании ряда ключевых факторов и их относительной важности. Вот эти семь действий по созданию матрицы:

1. Определение альтернатив

Матрицы принятия решений — это полезный инструмент, который помогает выбрать лучший вариант из нескольких возможных. Прежде чем приступать к построению матрицы, сформулируйте варианты, из которых будете выбирать.

Допустим, летом ваша команда запускает новую брендовую кампанию. Вам нужно определиться с поставщиком, который будет создавать визуальные и видеоматериалы для дизайна. Сейчас на выбор у вас есть три дизайнерских агентства, однако у каждого из них есть свои преимущества и недостатки.

2. Определение важных критериев

Второй шаг на пути к построению матрицы принятия решений — это определение важных критериев, которые будут влиять на ваше решение. Эти соображения помогут определить наилучшее решение и избежать субъективных оценок.

В продолжение нашего примера: ваша команда решила, что самые важные критерии при выборе дизайнерского агентства — это стоимость, опыт, коммуникации и отзывы других клиентов.

3. Создание матрицы решений

Матрица принятия решений — это, по сути, сетка, в которой сравниваются различные варианты с учётом заданных важных критериев.

Само собой, мы построим матрицу в Asana. Это инструмент управления работой, который помогает организовывать и выполнять работу в организации и обеспечивает сотрудникам чёткость, необходимую для ускоренного достижения целей.

Читать общие сведения об управлении работой

Например, вот так может выглядеть «скелет» вашей матрицы в Asana, если вам предстоит выбирать между тремя агентствами, принимая во внимание стоимость, опыт, коммуникации и отзывы клиентов:

Пустая матрица принятия решений для выбора между тремя дизайнерскими агентствами

4. Заполнение матрицы

Теперь расположите каждый критерий на шкале оценок. Если варианты не слишком различаются между собой, используйте шкалу от 1 до 3 баллов, где 3 — высший балл. Для большей вариативности используйте шкалу от 1 до 5, где высший балл — 5.

Именно здесь начинают проявляться все преимущества матрицы принятия решений. Допустим, вам предстоит выбрать одно агентство из трёх при наличии четырёх важных критериев, но матрицы у вас ещё нет. Вот как могут выглядеть характеристики данных трёх агентств:

  • Агентство 1 предлагает хорошую цену за свои услуги, однако у него не слишком много опыта. Судя по коммуникациям и отзывам клиентов, это агентство среднего уровня.

  • Услуги Агентства 2 стоят дороже, но это ещё не самое дорогое агентство. У его сотрудников довольно хороший опыт, и оно получает отличные отзывы от клиентов, однако коммуникации оставляют желать лучшего.

  • Агентство 3 самое дорогое, но при этом и самое опытное. Его система коммуникаций пока находится на среднем уровне, а отзывы клиентов в основном положительные.

Все три описания схожи по сути: на основании одного короткого абзаца трудно решить, какое из них лучше, особенно в свете того, что каждое агентство обладает своими преимуществами и недостатками. Теперь давайте посмотрим, как эти три агентства будут выглядеть в матрице принятия решений с учётом четырёх критериев с оценкой по 5-балльной шкале, где 5 — высший балл:

Матрица принятия решений для выбора между тремя дизайнерскими агентствами с предварительными оценками

5. Добавление веса

Иногда одни критерии будут важнее других. В таком случае для выбора наилучшего варианта следует использовать взвешенную матрицу принятия решений.

Продолжаем наш пример. Представьте, что вам ни в коем случае нельзя выходить за рамки бюджета, поэтому стоимость — это критически важный фактор в принятии решения. Отзывы клиентов также важны, так как дают базовое представление об эффективности того или иного агентства в прошлом.

Чтобы добавить вес к матрице принятия решений, назначьте число (от 1 до 3 или от 1 до 5 в зависимости от количества вариантов) каждому критерию. Затем в процессе принятия решения вам нужно будет умножить значение каждого фактора на его вес для всех вариантов.

Вот как это будет выглядеть в нашем примере:

Матрица принятия решений для выбора между тремя дизайнерскими агентствами с взвешенными оценками

6. Получение взвешенных оценок путём перемножения

После того как вы применили шкалу оценок и назначили вес каждому критерию, перемножьте веса и оценки. Таким образом, самые важные критерии будут иметь наибольший вес, что поможет выбрать наиболее подходящее агентство.

Продолжаем наш пример. Вот как мы получаем взвешенные оценки по каждому критерию для каждого агентства:

Матрица принятия решений для выбора между тремя дизайнерскими агентствами с взвешенными оценками, полученными путём перемножения

7. Вычисление итоговой оценки

Получив окончательные взвешенные оценки, суммируйте их для каждого агентства. В результате вы получите чёткое, основанное на цифрах представление о том, какое решение является наилучшим.

Вот так выглядит окончательная матрица принятия решений в нашем примере:

Окончательная матрица принятия решений для выбора между тремя дизайнерскими агентствами

Как видите, Агентство 2 набрало больше всего баллов, поэтому сотрудничать вам следует именно с ним. Даже несмотря на то, что услуги Агентства 1 стоят дешевле, средняя стоимость услуг Агентства 2 в сочетании с его годами опыта и отличными отзывами клиентов делают его наилучшим вариантом для вашей команды. Вам остаётся только связаться с агентством и приступать к реализации брендовой кампании.

Пример матрицы принятия решений

Матрицы принятия решений можно использовать для принятия самых разных бизнес-решений при выборе наилучшего из нескольких возможных вариантов. Эти решения необязательно должны влиять на сам бизнес. Такую модель можно использовать и для принятия более простых решений.

Создайте матрицу принятия решений, когда вам нужно будет, например, решить, какое кресло лучше купить для работы из дома. Вам понравились четыре модели, а к важным критериям вы относите удобство, цену и отзывы покупателей.

Готовая матрица принятия решения о выборе офисного кресла

Альтернативные методы принятия решений

Если метод матрицы принятия решений вам не подходит, попробуйте один из следующих вариантов:

Матрица Эйзенхауэра

Матрица Эйзенхауэра — это таблица 2х2, которая помогает определять приоритетные задачи, исходя из их срочности и важности. Эта матрица полезна, когда приходится выбирать из ряда разнородных задач, чтобы решить, какой работой или инициативой нужно заняться в первую очередь.

  • В левом верхнем углу перечислите срочную и важную работу: эти задачи получают высший приоритет. Приступайте к их выполнению прямо сейчас или как можно скорее.

  • В правом верхнем углу перечислите менее срочную, но важную работу: чтобы не пропустить эти задачи, обязательно добавьте их в свой календарь или укажите сроки их выполнения в средстве управления проектами.

  • В левом нижнем углу перечислите срочную, но не слишком важную работу: эти задачи нужно выполнить, но при этом можно перепоручить кому-нибудь другому. Постарайтесь по возможности делегировать эту работу.

  • В правом нижнем углу перечислите наименее срочную и наименее важную работу: перепоручите эти задачи или вовсе игнорируйте их. Когда вы проясняете свои приоритеты и сообщаете коллегам о том, какие задачи не можете выполнить прямо сейчас, это помогает снизить риск выгорания.

Читайте о том, как преодолевать выгорание в распределённом мире

Карта анализа заинтересованных лиц и матрица RACI

Одно из самых важных решений, которые приходится принимать в процессе планирования проекта — это решение о том, кого вовлекать в него, с кем консультироваться и кого информировать. Для принятия такого решения создайте карту анализа заинтересованных лиц, которая поможет вам разбить их по категориям в зависимости от их относительного влияния и заинтересованности.

Карта анализа предусматривает четыре типа заинтересованных лиц:

  • Высокое влияние и высокая заинтересованность: включите этих заинтересованных лиц в процессы планирования проекта и принятия решений по нему.

  • Высокое влияние и низкая заинтересованность: держите этих лиц в курсе проекта и следите за их заинтересованностью на тот случай, если они захотят повысить свою вовлечённость.

  • Низкое влияние и высокая заинтересованность: держите этих заинтересованных лиц в курсе хода выполнения проекта. Включите их в круг получателей обновлений статуса проекта, чтобы снабжать их актуальной информацией.

  • Низкое влияние и низкая заинтересованность: контактируйте с этими заинтересованными лицами на ключевых этапах, но не особо переживайте по поводу снабжения их актуальной информацией.

Читать о том, что такое анализ заинтересованных лиц проекта и почему он важен

Определив главных заинтересованных лиц, также можно создать матрицу RACI. Это сокращение расшифровывается как ответственные, подотчётные, эксперты и информируемые лица. Матрицы RACI помогают решить, кто будет главным лицом, принимающим решения по каждой задаче или инициативе.

Читать руководство по матрицам RACI с примерами

Сеанс коллективного обсуждения

Иногда лучший способ принять решение — это провести старое доброе коллективное обсуждение. Проведите такой сеанс с применением офисной доски или обменяйтесь идеями в средстве управления проектами.

Мы в Asana любим пользоваться канбан-досками для проведения динамичных коллективных обсуждений. Для начала ведущий сеанса создаёт доску, на которой участники группы могут размещать свои идеи, мысли или отзывы. По окончании этого процесса каждый сотрудник просматривает отдельные предложения и ставит им «лайки». Затем вся группа обсуждает задачи с наибольшим количеством «лайков» и решает, какой вариант выбрать.

Попробовать Asana для управления проектами

Попрощайтесь с подбрасыванием монетки при принятии решений

Быстрое принятие решений — это важная часть хорошего планирования и управления проектами. При использовании матриц в процессе принятия как сложных, так и простых решений, эти инструменты помогут вам учесть различные факторы и выбрать наилучшее решение для своего коллектива.

Дополнительные сведения об управлении проектами приводятся в нашей статье 25 важных навыков, которые нужны для успешного управления проектами.

Дополнительные ресурсы

Статья

ССВУ-анализ: что это и как им пользоваться (с примерами)

7 quick and easy steps to creating a decision matrix, with examples

Julia Martins contributor headshotJulia MartinsApril 29th, 20216 min read
facebooktwitterlinkedin
Decision matrix article banner image

Decisions, decisions, decisions. Making good decisions can help you steer your team in the right direction and hit your goals—but how do you know which decision is the right one? When faced with two seemingly equal choices, do you flip a coin? Roll the dice? Ask a Magic 8-Ball for help? 

Decision-making is a critical part of good business planning—but it can be tricky to know which option is the right one. The key is making a quick decision without being hasty, and making the right decision without losing velocity.

If this sounds like an impossible conundrum, don’t worry—it isn’t. With a decision matrix, you can quickly address the pros and cons of each option, weigh different variables, and make a good decision quickly and easily.

What is a decision matrix?

A decision matrix is a tool to evaluate and select the best option between different choices. This tool is particularly useful if you are deciding between more than one option and there are several factors you need to consider in order to make your final decision. 

You may have heard a decision matrix called by another term—even though they’re all talking about the same thing. Some other names for decision matrix include:

  • Pugh matrix

  • Grid analysis

  • Multi-attribute utility theory

  • Problem selection matrix

  • Decision grid

When to use a decision matrix

You don’t always need to use a decision matrix. This process is powerful—and relatively easy—but it’s most effective when you’re deciding between several comparable options. If the evaluation criteria aren’t the same between your different choices, then a decision matrix likely isn’t the best decision-making tool. For example, a decision matrix won’t help you decide what direction your team should take for the next year because the things you’re deciding between aren’t comparable.

Use a decision matrix if you are:

  • Comparing multiple, similar options

  • Narrowing down various options into one final decision

  • Weighing a variety of important factors 

  • Hoping to approach the decision from a logical viewpoint, instead of an emotional or intuitive one

If a decision matrix isn’t right for your current situation, learn about other decision-making approaches below.

How to create a decision matrix in 7 steps

A decision matrix can help you evaluate the best option between different choices, based on several important factors and their relative importance. There are seven steps to creating a decision matrix:

1. Identify your alternatives

Decision matrices are a helpful tool to decide the best option between a set of similar choices. Before you can build your matrix, identify the options you’re deciding between.

For example, let’s say your team is launching a new brand campaign this summer. You need to decide on a vendor to create the visuals and videos for the design. Right now, you’ve identified three design agencies, though they each have their pros and cons.

2. Identify important considerations

The second step to building a decision matrix is to identify the important considerations that factor into your decision. This set of criteria helps you identify the best decision and avoid subjectivity.

Continuing our example, your team has decided that the important criteria to factor in when selecting a design agency are: cost, experience, communication, and past customer reviews.

3. Create your decision matrix

A decision matrix is a grid where you can compare important considerations between the various options. 

Naturally, we build our decision matrices in Asana. Asana is a work management tool that can help you organize and execute work across your organization and provide the clarity teams need to hit their goals faster. 

Read: Introduction to work management

For example, here’s what your decision matrix skeleton looks like in Asana if you’re deciding between three agencies and factoring in cost, experience, communication, and customer reviews:

Empty decision matrix to decide between three design agencies

4. Fill in your decision matrix

Now, rate each consideration on a predetermined scale. If there isn’t a large variation between the options, use a scale of 1-3, where three is the best. For more options, use a scale of 1-5, where five is the best. 

This is where the advantages of a decision matrix really start to shine. For example, let’s say you’re deciding between three agencies and you have four important criteria, but you don’t make a decision matrix. Here’s how each agency stacks up: 

  • Agency 1 is really cost effective but they don’t have a ton of experience. Their communication and customer reviews seem average. 

  • Agency 2 isn’t very cost effective, but they aren’t the most expensive agency. They have a good amount of experience, and they have great customer reviews, but their communication so far has been a bit lacking.

  • Agency 3 is the most expensive, but they also have the most experience. Their communication so far has been average and their customer reviews are pretty good. 

These three descriptions are all relatively similar—it’s hard to decide which is better based on a short paragraph, especially because each agency has its own pros and cons. Alternatively, here’s what the three agencies and their four considerations look like on a decision matrix when ranked from 1-5, with five being the best:

Decision matrix to decide between three design agencies with initial scores input

5. Add weight

Sometimes, there are certain considerations that are more important than others. In such a case, use a weighted decision matrix to identify the best option for you. 

To continue our example, imagine you absolutely can’t go over your budget, so cost is a critical factor in your decision-making process. Customer reviews are also important, since they give you a baseline sense of how effective each agency has been in the past. 

To add weight to a decision matrix, assign a number (between 1-3 or 1-5, depending on how many options you have) to each consideration. Later in the decision-making process, you’ll multiply the weighting factor by each consideration.

Here’s what that looks like in our example: 

Decision matrix to decide between three design agencies with weight

6. Multiply the weighted score

Once you’ve applied your rating scale and assigned a weight to each consideration, multiply the weight by each consideration. This ensures that the more important considerations are being given more weight, which will ultimately help you select the best agency.

To continue our example, here’s what it looks like when you apply the weighted scores to each consideration for each agency:

Decision matrix to decide between three design agencies with weight multiplied by each number

7. Calculate the total score

Now that you’ve multiplied the weighted score, add up all of the considerations for each agency. At this point, you should have a clear, numbers-based answer to which decision is the best one.

For example, this is what the finished decision matrix looks like: 

Finished decision matrix to decide between three design agencies

As you can see, Agency 2 has the highest score, so that is the agency you should go with. Even though Agency 1 was cheaper, the average cost of Agency 2, combined with their years of experience and stellar customer reviews make them the best option for your team. All that’s left is to contact the agency and move forward with the brand campaign. 

Decision matrix example

You can use decision matrices for a variety of business decisions, as long as you’re weighing the best option between different choices. These decisions don’t always have to be business-critical, either. You can use this model to quickly make a simple decision as well. 

For example, create a decision matrix to decide which chair you’re going to buy for your work from home setup. You like four different chairs, and your important considerations are comfort, cost, and reviews. 

Finished decision matrix to decide between office chairs

Decision-making alternatives

If the decision matrix method isn’t quite right for your choices, try: 

Eisenhower matrix

An Eisenhower matrix is a 2x2 grid to help you prioritize tasks by urgency and importance. This matrix is helpful if you are juggling a variety of non-similar tasks and need to decide which tasks or initiatives to work on first. 

  • In the upper left-hand corner, list urgent and important work: These tasks are a top priority. Do them now, or as soon as possible.

  • In the upper right-hand corner, list less urgent but important work: To ensure you get to these tasks, schedule them into your calendar, or capture the due date in a project management tool.

  • In the lower left-hand corner, list urgent and not important work: These tasks need to get done, but there is probably a better person for the job. Delegate this work if possible.

  • In the lower right-hand corner, list less urgent and not important work: Defer these tasks, or don’t do them. Clarifying your priorities and letting team members know that you can’t work on something right now is one way to reduce burnout.

Read: Overcoming burnout in a distributed world

Stakeholder analysis map and RACI chart

One of the most important decisions you have to make during the project planning process is to decide which stakeholders should be included, consulted, or informed. For this decision, create a stakeholder analysis map. This map helps you categorize stakeholders based on their relative influence and interest. 

There are four categories in a stakeholder analysis map:

  • High influence and high interest: Involve these stakeholders in the project planning and decision-making process. 

  • High influence and low interest: Let these stakeholders know about the project and monitor their interest in case they want to become more involved.

  • Low influence and high interest: Keep these stakeholders informed about the project. Add them to your project status updates so they can stay in the loop.

  • Low influence and low interest: Touch base with these stakeholders at regular checkpoints, but don’t worry too much about keeping them informed.

Read: What is a project stakeholder analysis and why is it important?

Once you’ve figured out your key stakeholders, you can also create a RACI chart. RACI is an acronym that stands for Responsible, Accountable, Consulted, and Informed. RACI charts can help you decide who the main decision-maker is for each task or initiative. 

Read: Your guide to RACI charts, with examples

Team brainstorming session

Sometimes the best way to make a decision is to host a good old fashioned team brainstorm. Hold a whiteboard brainstorming session or share ideas in a project management tool. 

At Asana, we like to use Kanban boards for dynamic brainstorming sessions. To start, the brainstorm facilitator creates a Board where team members can add ideas, thoughts, or feedback. Then, once everyone has added their ideas, each team member goes through and “likes” individual suggestions. Then, the team discusses the tasks with the most likes as a group to decide what to move forward on.

Try project management with Asana

Say goodbye to coin flips for decision making

Making quick decisions is an important part of good project planning and project management. Whether you use a decision matrix to make a complex decision or a simple one, these tools can help you consider different factors and make the best decision for your team. 

To learn more about project management, learn the 25 essential project management skills you need to succeed.

Related resources

Article

8 steps to write an effective project status report