Как сформулировать эффективную задачу проекта (с примерами)

Джулия Мартинс, фото автораJulia Martins11 декабря 2020 г.6 мин. на чтение
facebooktwitterlinkedin
Как сформулировать эффективную задачу проекта (с примерами)
Просмотр шаблона

Проект завершён, что дальше?

Если нет системы, которая позволяет определять задачи проектов, вам будет сложно ответить на этот вопрос. Был ли проект успешен? Вы достигли поставленных целей?

Сформулировать задачу проекта не сложно, но следует позаботиться о том, чтобы она давала возможность измерять и оценивать его успешность. Это руководство поможет вам научиться ставить задачи проектов и позволит развить ваши навыки управления проектами.

Что такое задачи проекта?

Задачи проекта — это то, чего вы планируете достигнуть по его окончании. К их числу можно отнести ожидаемые результаты и материалы или менее осязаемые цели, например повышение продуктивности или мотивации. Задачи проекта должны быть достижимыми, ограниченными по времени и конкретными целями, достижение которых можно измерить, когда проект будет завершён.

Ставить и достигать целей с помощью Asana

Задачи проекта — это важный элемент управления проектами — без них невозможно в сжатой форме информировать коллег о целях перед началом и во время реализации проекта, а также оценить успех проекта, по завершении работы.

Если вы только начинаете использовать задачи проекта, вам будет полезно узнать, как они отличаются от других элементов управления проектом:

Задачи проекта и цели проекта

Зачастую эти термины используются как взаимозаменяемые, однако между целями и задачами есть чёткая разница. Цели проекта, как правило, находятся на более высоком уровне, чем его задачи. Цели проекта описывают, что должно произойти после его успешной реализации, а также то, как проект соотносится с задачами бизнеса в целом.

Задачи же проекта более подробны и конкретны, чем его цели. И хотя многие задачи проекта влияют на задачи бизнеса, они в большей степени направлены на достижение конкретных ожидаемых результатов по итогам проекта.

  • Пример задачи проекта. В течение следующих двух месяцев добавить пять новых способов, которыми клиенты смогут находить форму для обратной связи в продукте.

  • Пример цели проекта. Сделать так, чтобы команде разработки было проще получать обратную связь от клиентов и реагировать на неё.

Задачи проекта и бизнес-задачи

Смысл задач проекта отлично выражен самим этим термином. Это задачи и индикаторы эффективности отдельных проектов. Задачи проекта должны рассматриваться только в контексте данного проекта, при этом в них всё должно быть достаточно точно прописано, чтобы команда могла оценить успех проекта.

Бизнес-задачи масштабнее, чем отдельный проект. В отличие от задач проекта, бизнес-задачи определяют стратегию и скорость работы всей компании или подразделения в долгосрочной перспективе. Исходя из них, определяются цели компании на квартал или год, а формулировать их следует с применением методологии постановки целей, которая используется в вашей компании, например, с помощью метода целей и ключевых результатов.

  • Пример задачи проекта. Повысить Индекс потребительской лояльности нашей компании до 62 пунктов к концу квартала.

  • Пример бизнес-задачи. Стать ведущим поставщиком услуг в нашей категории.

Задачи проекта и план проекта

План проекта — это список всех ключевых элементов, которые команда должна проработать, чтобы добиться выполнения целей и задач проекта. В плане проекта также необходимо указать дополнительные ключевые элементы, в том числе список заинтересованных сторон, ожидаемые результаты, хронологию и многое другое.

Задачи проекта нужно сформулировать до начала работы над его планом, так как от них будут зависеть другие элементы плана проекта, такие как ожидаемые результаты и показатели успешности. Сформулировав задачи проекта, вы, скорее всего, поделитесь ими с заинтересованными сторонами, внеся их в план проекта.

Ставить и достигать целей с помощью Asana

Задачи проекта и вехи проекта

На первый взгляд кажется, что задачи и вехи — это одно и то же, поскольку и то, и другое является целями в рамках проекта. Однако масштаб вех проекта обычно меньше, чем его задач.

Веха проекта — это контрольная точка, обозначающая конкретное достижение в хронологии проекта. Сами по себе вехи не представляют работу — скорее, они являются отметками о выполнении группы задач или получении группы ожидаемых результатов. Безусловно, вехи проекта важны, однако в отличие от них его задачи охватывают весь проект.

  • Пример задачи проекта. Получить 20 000 подтверждений участия в нашем онлайн-мероприятии до даты закрытия регистрации (23 июня).

  • Пример вехи проекта. 8 июня 2021 г.: публикация веб-страница с информацией о предстоящем виртуальном мероприятии.

Задачи проекта и ожидаемые результаты проекта

Ожидаемые результаты проекта — это активы, которые вы хотите получить по его окончании — например, для маркетинговой кампании это может быть новая реклама или веб-страница. В целом, задачи проекта определяют его ожидаемые результаты. Но в задачах должно быть приведено много другой информации помимо ожидаемых результатов.

В дополнение к ожидаемым результатам, задачи проекта также определяют пользу и последствия, которые несут с собой эти результаты, а также то, как они связаны с более крупными целями проекта и бизнес-задачами.

  • Пример задачи проекта. До конца года сократить среднемесячный отток клиентов до >1%.

  • Пример ожидаемого результата. Запустить кампанию по возврату для всех бывших клиентов.

Преимущества задач проекта

Чётко сформулированная задача проекта позволяет понять, на что нацелен данный проект. Если задача не сформулирована, вам будет непросто определить, был ли проект успешным. Вы также не сможете понять, что нужно улучшить для следующего проекта.

Когда у персонала нет чёткого понимания того, как его труд связан с более крупными целями проекта и компании, люди менее мотивированны и вовлечены. Согласно Отчёту Asana о целях только 26% сотрудников хорошо понимают, как их личная работа влияет на цели компании. Конечно, задачи проекта не то же самое, что цели компании, но именно они являются связующим звеном между работой отдельных сотрудников, задачами, выполняемыми в рамках проекта, и целями компании.

Поэтому при наличии чётко определённых задач проекта участники команды могут постоянно оценивать свою работу и возвращаться на правильный курс, если они вдруг сбились с пути. Рассматривайте задачи как компас, который помогает всей команде двигаться в нужном направлении.

Пять советов о том, как правильно сформулировать задачи проекта

Секрет подготовки правильных задач проекта заключается в том, чтобы они были понятными и полезными. Для этого можно воспользоваться методологией SMART. SMART означает, что задачи должны быть:

  • Specific — конкретными

  • Measurable — измеримыми

  • Achievable — достижимыми

  • Realistic — реалистичными

  • Time-bound — ограниченными по времени

Полное руководство по этой методологии приведено в нашей статье о том, как ставить SMART цели.

1. Формулируйте задачи проекта в начале работы над ним

Чтобы использовать задачи проекта как инструмент, определяющий его результаты, следует сформулировать их в начале, а затем пользоваться ими при принятии решений в ходе реализации проекта. Как мы уже упоминали, задачи проекта являются ключевым элементом плана проекта, который также необходимо составить перед тем, как приступать к работе над проектом.

2. Привлекайте команду проекта к процессу постановки задач

Чем больше поддержки вы получите, тем более успешными будут задачи проекта. Заинтересованные стороны должны иметь чёткое понимание задач проекта, чтобы их подход к остальным элементам плана проекта и работе, происходящей в его рамках, был наиболее эффективным.

3. Создавайте короткие, но чётко сформулированные задачи проекта

Если вы впервые пишете задачи проекта, у вас может возникнуть соблазн внести в них все мелкие детали. Старайтесь сделать описание задачи как можно более коротким. Это должно быть заявление, которое определяет результаты проекта, состоящее из одного или двух предложений. Вся дополнительная информация, например бюджет проекта и список его заинтересованных сторон, будет изложена в плане проекта.

4. Задачи проекта должны быть вам подконтрольны

Здесь в игру вступает методология SMART, позволяющая создать чётко сформулированные, реалистичные и контролируемые задачи проекта. В состав этой структуры входит пять элементов:

  • Specific — конкретные. Задача проекта должна иметь чёткую связь с проектом, которым занимается ваш коллектив. Избегайте слишком широких задач, которые напрямую не связаны с результатами проекта.

  • Measurable — измеримые. После завершения проекта вам потребуется возможность оценить его и определить, был ли он успешным. В связи с этим задачи проекта должны быть легко измеримыми — это может изменение в процентах или определённое количество активов.

  • Achievable — достижимые. Поставили ли вы задачи, которых действительно сможете достичь в рамках проекта? Этот вопрос связан с объёмом проекта — если объём проекта нереалистичен, то и задачи, скорее всего, также не будут реалистичными. Без достижимых целей проекта он может пострадать от разрастания объёма, задержек или переработок.

  • Realistic — реалистичные. Формулируя задачи проекта, у вас должно быть общее представление об имеющихся ресурсах проекта. Убедитесь в том, что поставленные задачи можно выполнить за отведённое время, располагая ресурсами, которые выделены на проект.

  • Time-bound — ограниченные по времени. Задачи проекта должны учитывать его хронологию. Обязательно примите в расчёт то количество времени, которое отведено для работы над проектом.

Ставить и достигать целей с помощью Asana

5. Сверяйтесь с задачами проекта в процессе его реализации

Сотрудники, которые понимают, какой вклад их работа вносит в развитие организации, в два раза более мотивированы. Чтобы поддерживать мотивацию команды и слаженность её работы, чаще сверяйтесь с задачами проекта и делитесь ими с сотрудниками. Внесите в отчёты о статусе проекта раздел, посвящённый задачам проекта. Сообщайте сотрудникам статус проекта: по плану, под угрозой или отстаёт от графика. Это позволит команде перенастроиться при необходимости и двигаться вперёд, следуя курсом наиболее эффективного выполнения задач проекта.

Примеры хороших и плохих задач проекта

Написать задачу проекта не просто, и у вас уйдёт некоторое время на то, чтобы формулировать их для ваших проектов. Это нормально! Изучите приведённые далее примеры хороших и плохих задач, которые помогут вам составить свои собственные.

Пример 1. Задача бизнес-проекта

  • Плохо. Обновить домашнюю страницу.

В этой задаче не хватает множества важных параметров. Хотя она измерима, достижима и реалистична, в ней нет конкретики и не заданы временные рамки. Когда должна быть опубликована обновлённая домашняя страница? Что именно нужно переделать?

  • Хорошо. Создать абсолютно новые материалы и текст для домашней страницы, основанные на четырёх историях успеха клиентов и примерах использования. Запустить обновлённую домашнюю страницу, упор на которой делается на ценности для клиентов, до конца 2 квартала.

Это хорошо сформулированная задача проекта. Она конкретная (создать абсолютно новые материалы и текст для домашней страницы), измеримая (запустить обновлённую домашнюю страницу, упор на которой делается на ценности для клиентов), достижимая и реалистичная (основанные на четырёх историях успеха и примерах использования), а также ограниченная по времени (до конца 2 квартала).

Пример 2. Цель некоммерческого проекта

  • Плохо. Повысить экологичность нашего производственного процесса на 5%

Хотя эта задача более конкретная, чем в предыдущем плохом примере, в ней всё равно не хватает нескольких важных параметров. Эта задача измерима (на 5%), но не конкретна и не ограничена по времени, так как мы не указали, что подразумевается под «экологичностью» и к какому времени нужно улучшить производственный процесс. В результате невозможно понять, является ли задача достижимой и реалистичной.

  • Хорошо. Сократить отходы производства на 5% и повысить использование переработанных материалов на 20% за следующие 12 недель.

Эта задача проекта основана на предыдущей, и теперь она стала конкретной. Эта задача также позволяет измерить достижение целей (на 5%... на 20%). Задача достаточно сложная, но то, что она ограничена по времени (за следующие 12 недель), делает её достижимой и реалистичной.

Попробовать Asana для некоммерческих организаций

Пример 3. Задача личного проекта

  • Плохо. Улучшить оценки работы

В это может быть сложно поверить, но большинство задач личных проектов не являются конкретными или измеримыми. Связано это с тем, что людям трудно использовать метрики успеха для себя. Но для того чтобы понимать, произошло ли развитие и добились ли мы своих целей, нужно ставить более чёткие задачи проектов.

  • Хорошо. Получить как минимум 4 из 5 баллов за оценку работы в марте и сентябре 2021 года.

Здесь мы видим задачу проекта, отвечающую всем условиям: она конкретна (получить минимум 4 из 5 баллов), измерима (4 из 5), достижима и реалистична (4 из 5 баллов даёт возможность учесть трудности, которые могут неожиданно возникнуть), а также ограничена по времени (в 2021 году).

Ставить и достигать целей с помощью Asana

Говоря объективно, создавать задачи проекта — хорошая идея

Задачи проекта помогут вашей команде обрести ясность, а также работать согласованно и эффективно. Но не забывайте: задачи проекта — это только одна часть плана проекта. Чтобы узнать больше о том, как повысить прозрачность и согласованность на стадии планирования проекта, читайте наше руководство по написанию планов проектов.

Дополнительные ресурсы

Вебинар

How Asana uses Asana for IT and technical program management

How to write an effective project objective, with examples

You finished your project, now what?

If you don’t have a system in place to know what your project objectives are, you don’t have an easy way to know: Did your project succeed? Did you hit your goals? Or did you miss your target?

Crafting a project objective isn’t hard, but you have to make sure it’s a measurable, helpful way to evaluate project success. This guide will help you get started with project objectives and supercharge your project management skills.

What are project objectives?

Project objectives are what you plan to achieve by the end of your project. This might include deliverables and assets, or more intangible objectives like increasing productivity or motivation. Your project objectives should be attainable, time-bound, specific goals you can measure at the end of your project.

Project objectives are a critical element of project management—without them, you don’t have a succinct way to communicate your goals before and during the project, nor do you have a measurable way to evaluate your success after the project ends.

If you’re just getting started with project objectives, here’s how they differ from other project management elements:

Project objectives vs. project goals

Though some teams may use these interchangeably, there is a distinct difference between project objectives and project goals. In general, project goals are higher-level than project objectives. Your project goals should outline what happens once your project is successful, and how your project aligns with overall business objectives.

Project objectives, on the other hand, are more detailed and specific than project goals. Though many project objectives may impact business objectives, your project objectives are more focused on your actual, specific deliverables at the end of the project.

  • Example of a project objective: Add five new ways for customers to find the feedback form in-product within the next two months.

  • Example of a project goal: Make it easier for the engineering team to receive and respond to customer feedback.

Project objectives vs. business objectives

Project objectives are just that—objectives and performance indicators for individual projects. Your project objectives should apply to the project they’re about, and they should be specific enough to guide your team in evaluating project success.

Business objectives are bigger than a single project. Unlike project objectives, your business objectives will fuel your business trajectory and velocity. Your business objectives should be long-term guidelines for your entire company or department. They will guide your company goals for a quarter or year, and they should be written in whatever goal-setting methodology your team uses, like objectives and key results (OKRs).

  • Example of a project objective: Increase our company Net Promoter Score (NPS) to 62 by the end of the quarter.

  • Example of a business objective: Become the premier service provider in our category.

Project objectives vs. project plan

Your project plan is a blueprint of the key elements your team needs to accomplish in order to successfully achieve your project goals and objectives. However, your project plan should include several additional key elements, like your project stakeholders, deliverables, timeline, and more.

Plan to create your project objectives before working on your project plan, since your objectives will likely drive other elements of your project plan, like deliverables and success metrics. But once your project objectives are written, you’ll likely share them with stakeholders by way of the project plan.

  • Example of a project objective: Increase click through rate (CTR) engagement on email by 10% by the end of Q3.

  • Example of a project plan: See an example plan in our guide to project planning.

Project objectives vs. project milestones

At first glance, “objectives” and “milestones” sound like the same thing—they’re both targets within a project. But project milestones, in general, should be smaller in scope than project objectives.

A project milestone is a checkpoint that marks a specific achievement in your project timeline. Milestones themselves don’t represent work—rather, they record the accomplishment of a group of tasks or deliverables. While project milestones are important, your project objectives encompass your whole project.

  • Example of a project objective: Obtain 20,000 RSVPs to our virtual event before the closing date for signups (June 23rd).

  • Example of a project milestone: June 8th, 2021: Web page promotion upcoming virtual event goes live.

Project objectives vs. project deliverables

Project deliverables are the assets you want to have at the end of your project—in a marketing campaign, for example, a deliverable could be a new ad or a web page. In general, your project objectives will define what your deliverables are—but your objectives should also be broader than your deliverables.

In addition to capturing deliverables, your project objectives will also define the benefits and outcomes to come from those deliverables, especially as they relate to the grander scheme of your project goals and business objectives.

  • Example of a project objective: Reduce monthly customer churn to >1% before the end of the year.

  • Example of a deliverable: Launch winback campaign for all lapsed customers.

The benefits of project objectives

A clear project objective helps you know where you’re going with your project. Without a project objective, you don’t have an easy way to know if your project succeeded or failed—nor can you plan improvements for the next project you work on.

When team members don’t have a clear sense of how their work fits into the larger project and company goals, they’re less motivated and less engaged. According to the Asana Goals Report, only 26% of knowledge workers have a clear understanding of how their individual work contributes toward company goals. Granted, your project objectives aren’t company goals—but they’re the middle step that connects individual work to your project work to your company goals.

So when you have clearly-defined project objectives, your team members can consistently evaluate their work and refocus on the objectives if they’ve gotten misaligned. Think of your objectives as a compass to help your team continue moving in the right direction.

5 tips to write SMART project objectives

When we say SMART we mean intelligent, but we also mean the SMART system. SMART is an acronym to help you make sure your objectives are clear and achievable. SMART goals are used in various ways by all sorts of teams, especially within project management. SMART stands for:

  • Specific
  • Measurable
  • Achievable
  • Realistic
  • Time-bound

By writing SMART project objectives, you can ensure your objectives are clearly written and helpful for your team. Here’s how to do it:

1. Set your project objectives at the beginning of your project

In order for your objectives to guide the results of the project, you need to set them at the beginning and use them to guide your project. As we mentioned earlier, your project objectives are a key element of your project plan, which you should also create at the beginning of your project.

2. Involve your project team in the goal-setting process

The more buy-in you get, the more successful your project objectives will be. Your stakeholders need to have a clear understanding of the objectives of the project, so they can approach the rest of your project plan and the work that happens during the project most effectively.

3. Create brief, but clear, project objective statements

If this is your first time writing a project objective, you may be tempted to outline every detail—but try to keep your project objective short if you can. Think of it as a statement to guide the results of your project—your project objective statement should be about one to two sentences long. The additional information, like your project budget or stakeholders, will be captured in your project plan.

4. Make sure your objectives are things you can control

This is where the SMART acronym comes in to play. In order to create clearly-defined project objectives, you want to follow the SMART framework. This ensures your projects are realistic and controllable, with a specific success guide. In particular, your project objectives should be:

  • Specific. Make sure your objective statement clearly covers the project your team is currently working on. Avoid writing overly broad project objectives that don’t directly connect to the result of the project.

  • Measurable. At the end of your project, you need a way to clearly look back and determine if your project was a success. Make sure your project objectives are clearly measurable things—like percentage change or a specific number of assets.

  • Achievable. Are your project objectives something you can reasonably hope to achieve within your project? The “A” in SMART project objectives ties in to your project scope—if your project scope is unrealistic, your project objectives likely will be, too. Without Achievable project goals, your project may suffer from scope creep, delays, or overwork.

  • Realistic. When you’re creating your project objectives, you should have a general sense of your project resources. Make sure your objectives are something you can achieve within the time frame and with the resources you have available for this project.

  • Time-bound. Your project objectives should take into account how long your project timeline is. As part of your SMART objectives, make sure you factor in the time you have available to work on your project.

5. Check in on your project objectives during the project’s lifecycle

Employees who understand how their individual work adds value to their organization are 2X as motivated. In order to keep your team aligned and motivated, make sure to check in and update them on your project objectives frequently. In your project status reports, include a section that connects back to your project objectives. Share whether your current project is on track, at risk, or off track. That way, your project team can recalibrate if necessary and move forward in a way that best contributes to your project objectives.

Examples of good and bad project objectives

It’s not easy to write a project objective, and it’ll take time for you to get in the groove of writing these for your projects. That’s ok! Check out these three examples of good and bad objectives to help you write your own:

Example 1: Business project objective
  • Bad: Launch new home page.

This project objective is missing many of the SMART characteristics. Though this objective is measurable, achievable, and realistic, it’s not specific or time-bound. When should the home page be live? What should the redesign focus on?

  • Good: Create net-new home page assets and copy, focusing on four customer stories and use cases. Launch refreshed, customer-centric home page by the end of Q2.

This project objective is SMART. It’s specific (create net-new home page assets and copy), measurable (launch refreshed, customer-centric home page), achievable and realistic (focusing on four customer stories and use cases), and time bound (by the end of Q2).

Example 2: Nonprofit project objective
  • Bad: Increase sustainability in our production process by 5%

Though this project objective is more specific than the previous bad example, it’s still lacking several SMART characteristics. This objective is measurable (by 5%), but it’s not specific or time-bound, since we don’t specify what “sustainability” means or by when the production process should improve. As a result, we don’t really know if it’s achievable or realistic.

  • Good: Reduce operational waste by 5% and increase use of recycled products by 20% in the next 12 weeks.

This project objective is much SMART-er (see what we did there?). We now have a specific objective. This SMART project objective also includes a way to measure the goal (by 5%... by 20%). The objective is a little ambitious, but the fact that it’s time-bound (in the next 12 weeks) makes it both achievable and realistic.

Example 3: Personal project objective
  • Bad: Improve performance reviews

Believe it or not, most personal project objectives aren’t SMART. That’s because we have a hard time turning success metrics inwards, onto ourselves. But in order to know if we improved and achieved our personal goals, we need to create a clearer project objective.

  • Good: Get at least a 4/5 on both the March and September performance reviews in 2021.

Here, we have a project objective that checks all of the SMART boxes: it’s specific (get at least a 4/5), measurable (4/5), achievable and realistic (4/5 gives us room for any unanticipated difficulties), and time-bound (in 2021).

Objectively speaking, project objectives are a good idea

Setting a project objective can help your team gain clarity, align on work, and get more work done. But remember: project objectives are just one part of your overall project plan. To learn more about how you can increase clarity and alignment during the project planning stage, read our guide to writing project plans.

Create your next project plan with Asana.