Краткое руководство по определению объёма проекта за 8 действий

Джулия Мартинс, фото автораJulia Martins22 января 2021 г.5 мин. на чтение
facebooktwitterlinkedin
Изображение для статьи об объёме проекта в Asana
Try Asana now

Когда речь заходит об управлении проектами, не следует целиться слишком высоко или слишком низко. Скорее, лучше стремиться к тому, чтобы размер проекта был «как раз»: не очень мелким, чтобы охватить все ожидаемые результаты проекта, но и не очень крупным, чтобы цель была достижимой.

Добиться этого можно, заранее определив объём проекта. Благодаря этому вы сможете достичь ожидаемых результатов проекта в срок и уложиться в бюджет, не перегружая свой коллектив работой. Далее в этой статье мы рассмотрим всё, что вам необходимо знать об определении объёма и управлении им.

Что такое объём проекта?

Объём проекта — это способ установления границ проекта и точного определения того, каких целей, крайних сроков и ожидаемых результатов вы будете придерживаться в своей работе. Прояснив объём проекта, вы обеспечите достижение целей и задач проекта без задержек или переработки.

Определение объёма проекта — это работа не для одного человека. Скорее, вам следует согласовать свои действия со всеми главными заинтересованными лицами проекта, чтобы привести всех к общему знаменателю. Например, если вы работаете над запуском маркетинга продукта, необходимо согласовать свои действия с заинтересованными лицами из соответствующих подразделений компании, таких как отделы разработки продукции, дизайна и контента. В зависимости от сложности проекта, возможно, вам также нужно будет сформулировать процесс управления изменениями. О том, как это сделать, мы поговорим позднее.

Попробовать Asana для управления проектами

Что такое обоснование объёма проекта?

Обоснование объёма проекта — это обычный документ об объёме вашего проекта. В зависимости от сложности проекта это обоснование можно включить в план проекта как раздел или сделать самостоятельным документом. Кроме того, если вы работаете с внешней командой или агентством, обоснование объёма проекта можно преобразовать в задание на оказание услуг, чтобы закрепить отношения между вами и поставщиком.

Читать статью «Объём проекта и задание на оказание услуг: в чём отличие?»

Что такое разрастание объёма?

Разрастание объёма — это то, что происходит, когда ожидаемые результаты проекта превышают его согласованный объём. Допустим, вы работаете над запуском продукта, однако не подготовили обоснование объёма проекта. На полпути к цели заинтересованное лицо добавляет к ожидаемым результатам проекта пресс-релиз. Спустя несколько дней другое заинтересованное лицо добавляет к этому публикацию сообщения о новом продукте в блоге компании. Эта дополнительная работа, совершенно неожиданная для проектной группы, к которой не была готова, может вызвать ненужный стресс или даже задержку первоначальных ожидаемых результатов проекта.

Когда проект страдает от разрастания объёма, вы начинаете работать над задачами, которых у вас не должно было быть изначально. Это может привести к задержкам выполнения проекта, переработке или снижению качества результатов.

Лучший способ предотвратить разрастание объёма — создать продуманное обоснование объёма проекта и как можно раньше поделиться им с соответствующими заинтересованными лицами. Таким образом, все будут знать, что входит и что не входит в ваш проект.

Читать о семи распространённых причинах разрастания объёма и о том, как их избежать

Преимущества раннего определения объёма проекта

Определение объёма проекта является ключевым элементом его планирования. Без чёткого обоснования объёма проект может деформироваться и разрастись настолько, что группа не сможет его выполнить. Это приведёт к задержкам или выгоранию сотрудников. Отталкиваясь от объёма проекта, можно представить себе весь жизненный цикл проекта и проверить достижимость конечных целей. В частности определение объёма проекта позволяет:

  • Добиться чёткого понимания границ проекта со стороны всех заинтересованных лиц

  • Управлять ожиданиями заинтересованных лиц и заручиться их поддержкой

  • Снизить риски проекта

  • Оптимизировать бюджет и план управления ресурсами

  • Синхронизировать проект с его основными задачами

  • Предотвратить разрастание объёма

  • Создать процесс подачи запросов на изменения (для сложных проектов)

Восемь действий по определению объёма проекта

1. Начните с задач проекта

Прежде чем приступать к определению объёма проекта, для начала нужно обрисовать его задачи. Задачи проекта — это активы, которые вы планируете представить по его окончании. Объём проекта поможет вам прийти к намеченной цели, однако прежде нужно понять, в каком направлении двигаться.

Читать статью «Как создать эффективную цель проекта (с примерами)»

2. Создайте план управления ресурсами, если его у вас ещё нет

Помимо задач проекта у вас также должно быть представление о доступных ресурсах. В управлении проектами ресурсом может быть что угодно — от бюджета проекта до свободного времени группы. План управления ресурсами определяет, какие ресурсы будут доступны вам для выполнения проекта и как они будут использоваться.

Постарайтесь сформулировать план управления ресурсами до определения объёма проекта. В этом случае при разработке обоснования объёма вы будете точно знать, какими ресурсами располагаете, и сможете скорректировать объём проекта, исходя из того, что у вас есть в наличии.

Читать руководство по первым шагам в управлении ресурсами

3. Соберите все дополнительные требования к проекту

Существуют и другие важные аспекты планирования проектов на начальном этапе. Однако в данный момент необходимо сконцентрироваться на всём, что может повлиять на объём проекта. Помните: объём проекта — это способ документального обоснования его границ, а также своих главных задач, бюджета, ресурсов и ожидаемых результатов. Если есть какие-то другие факторы — например, хронология проекта — которые могут на всё это повлиять, зафиксируйте их сейчас.

4. Подготовьте обоснование объёма проекта

Теперь настало время объединить все ваши исследования под одной крышей — в обосновании объёма проекта. Оно должно объяснять, что вы будете (и не будете) делать и почему.

В зависимости от сложности проекта обоснование его объёма может быть маркированным списком, более подробным абзацем или полноценным заданием на оказание услуг. Однако независимо от своей длины обоснование объёма должно характеризовать задачи проекта и указывать на то, что входит и не входит в него.

Если вы испытываете затруднения с определением объёма, попробуйте для начала ответить на следующие вопросы:

  • Зачем мы работаем над этим проектом? Каковы наши конечные цели и ожидаемые результаты?

  • Каковы наши ограничения в плане бюджета, доступного персонала и ресурсов? Какие участники группы будут над этим работать?

  • Когда должны быть получены ожидаемые результаты? В какую хронологию мы должны уложиться?

  • Что не входит в объём проекта?

Попробовать Asana для управления проектами

Пример обоснования объёма проекта

Допустим, вы переносите сайт своей компании на новый движок. Вот как может выглядеть объём проекта:

Задача проекта: перенести серверную часть сайта на CMS-платформу, чтобы повысить скорость работы и гибкость страниц.

Ресурсы:

  • Веб-группа (три человека), 30 рабочих часов в неделю на протяжении 6 недель

  • Технический директор (один человек), 10 часов работы в неделю на протяжении 6 недель

  • Проверка со стороны отдела ИТ и юридического отдела (две группы), 5 часов ситуативной работы в неделю

  • 7000 $ на CMS

Ожидаемые результаты:

  • Обучение всех авторов контента в конце мая 2021 года

  • Сайт полностью переходит на новый движок к июню 2021 года

Дорожная карта проекта и его хронология:

  • 26 апреля: начать определение объёма работ по переходу на новый движок

  • 10 мая: проверка со стороны отдела ИТ и юридического отдела

  • 17 мая – 3 июня: перевод веб-группы

  • 31 мая: обучение авторов контента

  • 4 июня: CMS-платформа запущена

Вне объёма:

  • Новая система прямого доступа

  • Нестандартные веб-страницы на новом движке

5. Заручитесь поддержкой и одобрением главных заинтересованных лиц

Прежде чем подписать обоснование объёма проекта, получите согласие заинтересованных лиц. Для вас это возможность что-то поменять, переосмыслить цели проекта и решить, что входит в него, а что нет. После Начала реализации проекта изменить любой элемент обоснования объёма проекта будет труднее, поэтому обязательно во всех подробностях доведите объём проекта до сведения всех главных заинтересованных лиц.

Читать о том, что такое анализ заинтересованных лиц проекта и почему он важен

6. При необходимости внедрите процесс контроля изменений

Если у вас много заинтересованных лиц или вы управляете сложной инициативой, возможно, также стоит реализовать процесс контроля изменений. При работе над крупными или комплексными проектами что-то неизбежно придётся менять. Может быть, ваша хронология оказалась слишком оптимистичной или от клиентов поступили новые отзывы, в связи с чем вам пришлось изменить ряд ожидаемых результатов. Проект не должен быть полностью закрыт от изменений, но при этом изменения не должны вноситься кем угодно, иначе это может привести к разрастанию объёма.

Контроль изменений — это совокупность установленных процессов, которым обязаны следовать заинтересованные лица, прежде чем их изменения будут одобрены. Для того чтобы сформировать такой процесс, определите способ подачи заявок на изменения от заинтересованных лиц проектной группе, например с помощью централизованной формы. После этого заранее выбранный круг заинтересованных лиц должен рассмотреть предлагаемое изменение и решить, достаточно ли оно важно, чтобы добавлять его к проекту. В случае утвердительного ответа, постарайтесь сделать некоторые запланированные задачи менее приоритетными, чтобы избежать разрастания объёма.

7. Поделитесь сформированным обоснованием объёма проекта с группой

Заинтересованные лица ознакомились с объёмом проекта и одобрили его. Следующий шаг — довести документ до сведения проектной группы. У неё должен быть прямой доступ ко всей информации по проекту, например через инструмент управления работой.

8. Сверяйтесь с обоснованием объёма проекта во время его выполнения

Вам будет полезно периодически сверяться с обоснованием объёма проекта, чтобы убедиться в отсутствии риска разрастание объёма или в том, что проект идёт по плану. Если в проект добавляются новые составляющие, которые не прошли через утверждённый процесс контроля изменений, сошлитесь на обоснование объёма проекта и предложите автору изменения представить свою идею через запрос или иную процедуру внедрения.

Устанавливайте пределы разумного с помощью обоснования объёма проекта

Обоснование объёма проекта — это отличный инструмент для того, чтобы ваш проект шёл по плану и был успешно выполнен. Это также превосходный способ поддержать свою проектную группу и предотвратить выгорание. Однако он полезен только в том случае, если был эффективно доведён до всеобщего сведения. Как можно раньше предоставьте всем заинтересованным лицам доступ к документу с обоснованием объёма проекта, а затем регулярно обращайтесь к нему на протяжении всего проекта.

Дополнительные ресурсы

Статья

Дорожные карты проектов: что это и зачем они вам нужны

The quick guide to defining project scope—in 8 steps

When it comes to project management, you don’t want to aim too big or too small. Rather, you want your project size to be just right: big enough to capture all of your project deliverables, but small enough to be an achievable goal.

The way to do that is to define your project scope. Defining the scope of your project helps you hit your project deliverables on time and within budget—without overworking your team. In this article, we’ll cover everything you need to know to define and manage your project scope.

What is project scope?

Project scope is a way to set boundaries on your project and define exactly what goals, deadlines, and project deliverables you’ll be working towards. By clarifying your project scope, you can ensure you hit your project goals and objectives without delay or overwork.

Defining your project scope isn’t a one-person job. Rather, you should align with any important project stakeholders and ensure that you’re all on the same page. For example, if you’re working on a product marketing launch, you want to make sure you align with stakeholders on relevant teams at your company, like the product team, the design team, and the content team. Depending on how complex your project is, you may also want to define a change control process—we’ll get into how you can do that later.

What is a project scope statement?

A project scope statement is simply a written document of your project scope. Depending on the complexity of your project, your scope statement could be a section of your project plan, or it could be its own stand-alone document. Additionally, if you’re working with an external team or agency, you may turn your project scope statement into a statement of work (SOW) to cement the agreement between you and your vendor.

What is scope creep?

Scope creep is what happens when project deliverables exceed the project scope. For example, imagine you’re working on a product launch, but you haven’t drafted a project scope statement. Halfway through the project, a stakeholder adds a press release to the project’s deliverables. A few days later, a different stakeholder adds a blog post about the new product. This added work that your project team was not expecting or prepared for could cause unnecessary stress or even delays to your project’s original deliverables.

When your project suffers from scope creep, you end up working on tasks you didn’t expect at the beginning of the project. This can lead to project delays, overwork, or low quality deliverables.

The best way to prevent scope creep is to create a solid project scope statement and share it with any relevant stakeholders as early in the process as possible. That way, everyone is on the same page about what your project does—and does not—cover.

[Read: 7 common causes of scope creep, and how to avoid them]

The benefits of defining your project scope early

Defining your project scope is a key element of project planning. Without a clear scope statement, your project could warp and grow beyond your team’s ability to complete it, causing delays or burnout. Your project scope helps you envision the entire lifecycle of your project and make sure your end goals are achievable. Specifically, defining your project scope allows you to:

  • Ensure all stakeholders have a clear understanding of the boundaries of the project
  • Manage stakeholder expectations and get buy-in
  • Reduce project risk
  • Budget and resource plan appropriately
  • Align your project to its main objectives
  • Prevent scope creep
  • Establish a process for change requests (for complex projects)

8 steps to define your project’s scope

1. Start with your project objectives

Before you can define your project scope, you first need to outline your project objectives. Project objectives are the assets you plan to deliver by the end of your project. Your project scope, ultimately, will help you get there—but you first need to know where “there” is.

[Read: How to write an effective project objective, with examples]

2. Make a resource plan if you haven’t already

In addition to project objectives, you also need a sense of which resources you’ll have available to you. In project management, a resource can be anything from project budget to team bandwidth. A resource management plan outlines which resources you have available for this project—and how they’ll be used.

Plan to define your resource management plan before creating your project scope. That way, you’ll know exactly what resources you have available when you’re drafting your project scope statement, and you can adjust the project scope based on that availability.

[Read: Your guide to getting started with resource management]

3. Collect any additional project requirements

There are other, important elements of early project planning. But right now, you should be focusing on anything else that might impact your project scope. Remember: project scope is your way of documenting your project’s boundaries, and what your main objectives, budget, resources, and deliverables are. If there’s anything else that might impact those things—like your project timeline, for example—collect that now.

4. Draft your project scope statement

It’s time to put all of the research you’ve compiled into one place: your project scope statement. Your project scope statement should explain what you will and will not do, and why.

Depending on the complexity of your project, your project scope statement could be a bullet-pointed list, a longer paragraph, or a full blown SOW. No matter how long it is, your project scope statement should outline what your project objectives are and indicate what your project will and will not cover.

If you need help defining scope, start by answering these questions:

  • Why are we working on this project? What are our ultimate goals and deliverables?
  • What restrictions do we have? How much budget, headcount, and resources are available? Which team members will be working on this?
  • When are our deliverables due? What timeline do we have to hit?
  • What is out of scope?
Example project scope statement

Let’s say you’re rebuilding your company website. Here’s what the project scope might look like:

Project objectives: Transfer website backend onto CMS platform in order to improve page speed and flexibility.

Resources:

  • Web team (three people), 30 hours of work a week for 6 weeks
  • Engineering manager (one person), 10 hours of work a week for 6 weeks
  • IT & Legal review (two teams), five hours of ad hoc work a week
  • $7,000 for CMS

Deliverables:

  • Training for all content writers in late May 2021
  • Entire website on new CMS by June 2021

Project roadmap and timeline:

  • April 26: Begin scoping CMS
  • May 10: IT & Legal review
  • May 17th–June 3rd: Web team transfer
  • May 31st: Content writers’ training
  • June 4th: CMS is live

Out of scope:

  • New DAM system
  • Customizable web pages on new CMS
5. Get buy-in and approval from key stakeholders

Before you sign off on your project scope statement, make sure you get buy-in from your project stakeholders. This is your chance to change things around, rethink your project’s objectives, and decide what is and isn’t part of the project. Once your project is underway, it’ll be harder to change any element of your project scope statement, so communicate your scope well to any important stakeholders.

[Read: What is a stakeholder in project management?]

6. Establish a change control process if necessary

If you have a lot of stakeholders, or if you’re managing a complex initiative, it might also be worth establishing a change control process. With large or complex projects, some things will inevitably have to change. Maybe your timeline was way too optimistic, or new customer feedback came in and you have to change several important deliverables. You don’t want your project to be impossible to change, but you also don’t want anyone to be able to make a change willy nilly, because that can lead to scope creep.

A change process is an established set of processes that stakeholders have to go through before their change is approved. To create a change control process, establish a way for your project team and stakeholders to submit change requests—for example, through a centralized intake Form. Then, a pre-selected set of important stakeholders should review the change and see if the change request is important enough to merit addition. If it is, see if you can deprioritize some work you were planning on doing, in order to avoid scope creep.

7. Share your project scope statement with the team

Your stakeholders have seen and signed off on your project scope—the next step is to share it with your project team. Make sure your team has a one-stop shop to access all of your work, like a work management tool.

8. Refer back to your project scope statement during the project

It’s helpful to reference your project scope document frequently to make sure you’re on track and not at risk of scope creep. If anyone introduces new elements to the project that haven’t gone through your change control process, refer them to the project scope statement and encourage them to submit their idea as a request or fast-follow.

Set healthy boundaries with project scope

A project scope statement is a great tool to make sure your project is on track and going to be successful. It’s also a great way to support your project team and prevent burnout. But a project scope is only useful if it’s been effectively communicated. Make sure to surface the project scope document early in your project. Then, continue referring back to it frequently during the project.

Create your next project plan with Asana.