Как написать пояснительную записку (с примерами)

Джулия Мартинс, фото автораJulia Martins11 декабря 2020 г.7 мин. на чтение
facebooktwitterlinkedin
Как написать пояснительную записку с примерами, изображение для статьи
Try Asana now

Управление проектами хорошо тем, что позволяет планировать, управлять и выполнять всю работу вашей команды. Зачастую полезно иметь эту информацию в доступном виде. Но иногда новые участники проекта или руководители хотят получить упрощённое представление о проекте. Тогда вам понадобится лаконичный способ рассказать об основных моментах проекта, не теряя внимания аудитории.

Лучше всего для этого подходят пояснительные записки. Если вы никогда не занимались их составлением, в этой статье найдётся всё необходимое для планирования, написания и представления их своей команде.

Что такое пояснительная записка?

Пояснительная записка — это обзор документа. Объём и содержание записки зависят от того, к какому документу она относится, но в целом она должна занимать не больше одной–двух страниц. В этом документе необходимо изложить всю информацию, которую должны знать ваши читатели и важные заинтересованные лица.

Планировать проекты с помощью Asana

Представьте себе это так: если бы заинтересованные лица на уровне руководства прочитали только вашу пояснительную записку, то получили бы они всю информацию, необходимую для достижения успеха? Если да, тогда ваша пояснительная записка выполнила свою задачу.

Пояснительные записки часто прилагаются к следующим документам:

Обычно в пояснительной записке выделяют четыре части:

  1. Начните с проблемы или потребности, которую удовлетворяет данный документ.

  2. Опишите рекомендуемое решение.

  3. Объясните ценность этого решения.

  4. В заключение приведите обоснование важности вашей работы.

Что такое пояснительная записка в управлении проектами?

В управлении проектами пояснительная записка — это способ внести ясность для сотрудников из разных подразделений, руководства команды и заинтересованных лиц проекта. Считайте, что это краткая презентация проекта для членов команды, у которых нет времени или необходимости вникать во все его детали.

Читать о 15 примерах кратких презентаций на все случаи жизни

Основное отличие между пояснительной запиской в управлении проектами и более традиционным приложением к бизнес-плану заключается в том, что первая должна быть создана в начале проекта, а второе — после составления бизнес-плана. Например, чтобы написать пояснительную записку к экологической экспертизе, необходимо составить отчёт о результатах и выводах по окончании исследования. Но для составления пояснительной записки в целях управления проектами нужно рассказать о том, какие цели преследует проект и почему он важен.

К пояснительным запискам в целях управления проектами применяются те же самые четыре правила:

  1. Начните с проблемы или потребности, которую удовлетворяет проект. Зачем нужен этот проект? Какие идеи, отзывы клиентов, планы продуктов и т. п. лежат в его основе?

  2. Опишите рекомендуемое решение или задачи проекта. Каким образом этот проект может решить проблему, определённую вами в первой части? Каковы цели и задачи проекта?

  3. Объясните ценность этого решения. Что произойдёт по завершении проекта? Как это улучшит ситуацию и решит проблему, определённую в первой части?

  4. В заключении приведите обоснование важности этой работы. Это ещё одна возможность напомнить о важности проблемы и о том, почему ваш проект имеет право на жизнь. В этой части также можно напрямую обратиться к аудитории и рассказать о том, как ваше решение улучшит ситуацию и решит проблему. В конце приведите дальнейшие действия.

Если вы никогда раньше не занимались составлением пояснительных записок, вам может быть любопытно, как они связаны с другими элементами управления проектами. Вот несколько сравнений:

Пояснительная записка и план проекта

План проекта — это программа, описывающая ключевые задачи, которые решает проект для достижения поставленных целей. В плане проекта приводятся цели, показатели для оценки его успешности, заинтересованные лица и роли, бюджет, вехи и ожидаемые результаты, временные рамки и расписание, а также план обмена информацией.

Пояснительная записка — это краткое изложение наиболее значимой информации из плана проекта. Примите во внимание наиболее важные моменты, которые необходимо довести до сведения руководителей, чтобы ознакомить их с проектом без использования его плана. Это и есть ваша пояснительная записка.

Читать статью «Апробация концепции (РОС): как продемонстрировать осуществимость идеи»

Пояснительная записка и обзор проекта

Обзоры проектов и пояснительные записки часто имеют схожие элементы: в обоих документах приводится краткое изложение важной информации о проекте. Однако обзор проекта должен быть непосредственно связан с вашим проектом. Проект и его обзор должны быть взаимозависимы.

А вот пояснительную записку можно включить в проект с помощью средства управления проектами или сделать её самостоятельным документом.

Пояснительная записка и цели проекта

Во второй части пояснительной записки должны быть подробно расписаны цели проекта (опишите рекомендуемое решение или задачи проекта). В дополнение к целям проекта здесь следует привести обоснование ценности достижения указанных целей, а также предоставить информацию о пути выполнения поставленных задач.

Преимущества пояснительной записки

Вы можете спросить: а зачем моему проекту нужна пояснительная записка? Разве недостаточно плана проекта?

Как мы уже упоминали ранее, не у всех есть время или необходимость углубляться в детали вашего проекта, чтобы понять его цели и их значимость. Инструменты управления работами наподобие Asana позволяют собрать массу полезной информации о проекте, чтобы у вас с командой было чёткое понимание того, кто какую работу выполняет и к какому сроку. Пояснительная записка предназначена не столько для сотрудников, непосредственно занятых в проекте, сколько для заинтересованных лиц вне проекта, которым нужно общее представление о нём и его важности.

Эффективная пояснительная записка предлагает заинтересованным лицам общую картину проекта и его важные элементы без необходимости погружаться в детали. А если им понадобится дополнительная информация, они могут обратиться к плану проекта или просмотреть задачи, приведённые в вашем инструменте управления работами.

Как написать отличную пояснительную записку (с примерами)

Каждая пояснительная записка состоит из четырёх частей. Следуйте этому шаблону для написания отличной пояснительной записки. Когда её текст будет готов, перечитайте его и удостоверьтесь в том, что в нём приведена вся нужная информация, которую должны знать заинтересованные лица.

1. Начните с проблемы или потребности, которую нужно удовлетворить

В начале пояснительной записки объясните, в чём заключается важность этого документа (и проекта, который он представляет). Уделите время изложению сути проблемы, включая любые исследования или полученные вами отзывы клиентов. Расскажите, чем эта проблема важна и актуальна для ваших клиентов и почему её решение имеет значение.

Например, представьте, что вы работаете в компании-производителе часов. Ваш проект заключается в разработке более простых и дешёвых часов, которые останутся привлекательными для покупателей товаров класса люкс, но в то же время будут ориентированы на новую группу клиентов.

Пример пояснительной записки:

Последние исследования рынка 52% клиентов выразили потребность в более простой и дешёвой версии нашего продукта. В опросах клиентов, выбравших часы конкурентов, цена упоминается в 87% случаев. Чтобы наилучшим образом обслуживать наших существующих клиентов и выйти на новые рынки, нам необходимо разработать серию часов, которые мы сможем продавать по цене, соответствующей данному рынку.

2. Выделите рекомендуемое решение или цели проекта

Теперь, когда вы обрисовали проблему, объясните, в чём заключается предлагаемое решение. В отличие от аннотации или конспекта при описании решения следует пользоваться директивным слогом: постарайтесь убедить аудиторию в том, что оно является правильным. Это не столько раздел для мозгового штурма, сколько место для обоснования рекомендуемого решения.

Поскольку пояснительная записка составляется в начале проекта, не страшно, если в ней не будут приведены все ожидаемые результаты и основные вехи. Однако это ваш шанс описать в общих чертах то, что произойдёт в ходе проекта. Если вам нужна помощь в составлении обзора основных результатов и сроков проекта на более высоком уровне, подумайте о создании a дорожной карты проекта, прежде чем заниматься пояснительной запиской.

Продолжаем наш пример пояснительной записки:

Наша новая серия часов будет стоить на 20% дешевле, чем самый дешёвый текущий вариант. При этом предусмотрена возможность удешевления на 40% и более в зависимости от материалов и механизма. Чтобы добиться таких цен, мы будем:

  • предлагать часы в новом исполнении, включая силикон и дерево;

  • использовать высококачественные кварцевые модули вместо наших механизмов;

  • представить возможность выбора дизайна браслета с упором на гибкость, а не на традиционную роскошь.

Обратите внимание, что каждые часы по-прежнему будут проходить строгий контроль качества, чтобы сохранить скорость и точность мирового класса, присущие нашим текущим предложениям.

3. Объясните ценность этого решения

В этом разделе вы более подробно рассказываете о том, как предлагаемое решение повлияет на проблему, обозначенную в самом начале, и улучшит ситуацию. Каких результатов вы ожидаете (при их наличии)? В сюда следует включить всю необходимую финансовую информацию, риски проекта и потенциальные выгоды. Также нужно соотнести этот проект с целями и ключевыми результатами вашей компании. Как эта работа связана со стоящими перед ней задачами?

Продолжаем наш пример пояснительной записки:

С новыми предложениями, которые на 20–40% дешевле, чем самый дешёвый из наших текущих вариантов, мы ожидаем, что сможем выйти на рынок часов для повседневного использования, поддерживая при этом наш бренд класса люкс. Это поможет нам достичь цели номер 3 «Расширение бренда» на 22 финансовый год. Эти новые предложения могут принести до 3 млн $ дополнительной прибыли за год, что поможет нам достичь цели номер 1 «7 млн $ прибыли за год» на 22 финансовый год.

Проведённые ранее исследования рынка показали, что более дешёвые варианты не повлияют на ценность или престиж бренда класса люкс, хотя это риск, который необходимо учитывать при разработке. Чтобы снизить его, команда маркетинга продукта начнёт работать над стратегией его вывода на рынок за шесть месяцев до запуска.

4. В заключение приведите обоснование важности этой работы

Теперь, когда вы поделились всей важной информацией с заинтересованными лицами, настала очередь заключительного раздела — это ваш шанс помочь аудитории понять влияние и важность этой работы для организации. Что именно нужно вынести из вашей пояснительной записки?

В заключение нашего примера пояснительной записки:

Более дешёвые и разнообразные предложения не только позволят нам выйти на новый рынок, но и расширят наш бренд в положительном смысле. Благодаря вниманию к этим новым предложениям, а также ожидаемому спросу на более дешёвые часы, мы рассчитываем увеличивать рыночную долю на 2% ежегодно. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашей стратегией выхода на рынок и документацией по обратной связи с клиентами.

Пример пояснительной записки

Вот так может выглядеть ваша пояснительная записка с учётом всего вышеизложенного:

Пример пояснительной записки в Asana
Планировать проекты с помощью Asana

Распространённые ошибки, которые совершаются при написании пояснительных записок

Вы не станете профессионалом в написании пояснительных записок в одночасье — и это нормально. Поначалу используйте в качестве руководства шаблон из четырёх частей, представленный в этой статье. Затем, по мере оттачивания своих навыков составления пояснительных записок, примите во внимание несколько распространённых подводных камней, которых следует избегать:

Избегайте жаргонизмов

Ваша пояснительная записка — это документ, который должны быть в состоянии прочитать и понять все, начиная от участников проекта и заканчивая заинтересованными руководителями. Помните, что вы гораздо ближе к повседневной работе и индивидуальным задачам, чем руководство компании, поэтому прочитайте пояснительную записку ещё раз, чтобы очистить её от ненужного жаргона. Там, где это возможно, объясните жаргонный термин или вообще опустите его.

Помните: это не полноценный отчёт

Ваша пояснительная записка — это всего лишь резюме. Если вы обнаружите, что вдаётесь в подробности конкретных задач, сроков исполнения и вложений, попробуйте сделать шаг назад и спросить себя, есть ли место этой информации в вашей пояснительной записке. Некоторые детали важны — вам всё-таки нужно, чтобы записка призывала к действию и увлекала. Но имейте в виду, что весь объём информации по вашему проекту будет отражён в инструменте управления работами, а не в пояснительной записке.

Ваша пояснительная записка должна выдерживать проверку на самостоятельность

Вы знаете этот проект вдоль и поперёк, а заинтересованные лица — нет. Написав пояснительную записку, перечитайте её и убедитесь в её самостоятельности как документа. Есть ли контекст, который необходим заинтересованным лицам для её понимания? Если да, включите его в пояснительную записку или рассмотрите возможность ссылки на него в качестве дополнительной информации.

Всегда проверяйте орфографию и пунктуацию

Ваша пояснительная записка — это живой документ, и если вы допустили опечатку, её всегда можно исправить. Однако никогда не повредит провести проверку орфографии и пунктуации или переслать записку одному из своих коллег, чтобы он посмотрел на неё «незамыленный взглядом».

Что в итоге? Пояснительная записка необходима

Пояснительная записка — это отличный способ ввести всех в курс дела и рассказать о вашем проекте. Если у него много заинтересованных лиц, которым нужно быстро понять, какую проблему решает проект и почему это важно, пояснительная записка — это идеальный вариант предоставления необходимой информации.

Дополнительные советы о том, как соединить свою стратегию высокого уровня и планы с повседневной работой, приводятся в нашей статье о стратегическом планировании.

Попробовать Asana бесплатно

Дополнительные ресурсы

Статья

Дорожные карты проектов: что это и зачем они вам нужны

How to write an executive summary, with examples

One of the best things about project management is that it provides a way to plan, manage, and execute all of your team’s work. Oftentimes, it’s helpful to have this information available at-a-glance. But sometimes, new project members or executive stakeholders want a simplified view of your project. Instead, you need a concise way to share the project’s main points—without losing your reader’s attention.

The best way to do that is with an executive summary. If you’ve never written an executive summary, this article has all you need to know to plan, write, and share them with your team.

What is an executive summary?

An executive summary is an overview of a document. The length and scope of your executive summary will differ depending on the document it’s summarizing, but in general an executive summary can be anywhere from one to two pages long. In the document, you’ll want to share all of the information your readers and important stakeholders need to know.

Imagine it this way: if your high-level stakeholders were to only read your executive summary, would they have all of the information they need to succeed? If so, your summary has done its job.

You’ll often find executive summaries of:

  • Business plans
  • Project proposals
  • Research documents
  • Environmental studies
  • Market surveys
  • Project plans

In general, there are four parts to any executive summary:

  1. Start with the problem or need the document is solving.
  2. Outline the recommended solution.
  3. Explain the solution’s value.
  4. Wrap up with a conclusion about the importance of the work.

What is an executive summary in project management?

In project management, an executive summary is a way to bring clarity to cross-functional collaborators, team leadership, and project stakeholders. Think of it like a project’s “elevator pitch” for team members who don’t have the time or the need to dive into all of the project’s details.

The main difference between an executive summary in project management and a more traditional executive summary in a business plan is that the former should be created at the beginning of your project—whereas the latter should be created after you’ve written your business plan. For example, to write an executive summary of an environmental study, you would compile a report on the results and findings once your study was over. But for an executive summary in project management, you want to cover what the project is aiming to achieve and why those goals matter.

The same four parts apply to an executive summary in project management:

  1. Start with the problem or need the project is solving. Why is this project happening? What insight, customer feedback, product plan, or other need caused it to come to life?

  2. Outline the recommended solution, or the project’s objectives. How is the project going to solve the problem you established in the first part? What are the project goals and objectives?

  3. Explain the solution’s value. Once you’ve finished your project, what will happen? How will this improve and solve the problem you established in the first part?

  4. Wrap up with a conclusion about the importance of the work. This is another opportunity to reiterate why the problem is important, and why the project matters. It can also be helpful to reference your audience and how your solution will solve their problem. Finally, include any relevant next steps.

If you’ve never written an executive summary before, you might be curious about where it fits into other project management elements. Here’s how executive summaries stack up:

Executive summary vs. project plan

A project plan is a blueprint of the key elements your project will accomplish in order to hit your project goals and objectives. Project plans will include your goals, success metrics, stakeholders and roles, budget, milestones and deliverables, timeline and schedule, and communication plan.

An executive summary is a summary of the most important information in your project plan. Think of the absolutely crucial things your management team needs to know when they land in your project, before they even have a chance to look at the project plan—that’s your executive summary.

Executive summary vs. project overview

Project overviews and executive summaries often have similar elements—they both contain a summary of important project information. However, your project overview should be directly attached to your project. There should be a direct line of sight between your project and your project overview.

While you can include your executive summary in your project depending on what type of project management tool you use, it may also be a stand-alone document.

Executive summary vs. project objectives

Your executive summary should contain and expand upon your project objectives in the second part (Outline the recommended solution, or the project’s objectives). In addition to including your project objectives, your executive summary should also include why achieving your project objectives will add value, as well as provide details about how you’re going to get there.

The benefits of an executive summary

You may be asking: why should I write an executive summary for my project? Isn’t the project plan enough?

Well, like we mentioned earlier, not everyone has the time or need to dive into your project and see, from a glance, what the goals are and why they matter. Work management tools like Asana help you capture a lot of crucial information about a project, so you and your team have clarity on who’s doing what by when. Your executive summary is designed less for team members who are actively working on the project and more for stakeholders outside of the project who want quick insight and answers about why your project matters.

An effective executive summary gives stakeholders a big-picture view of the entire project and its important points—without requiring them to dive into all the details. Then, if they want more information, they can access the project plan or navigate through tasks in your work management tool.

How to write a great executive summary, with examples

Every executive summary has four parts. In order to write a great executive summary, follow this template. Then once you’ve written your executive summary, read it again to make sure it includes all of the key information your stakeholders need to know.

1. Start with the problem or need the project is solving

At the beginning of your executive summary, start by explaining why this document (and the project it represents) matter. Take some time to outline what the problem is, including any research or customer feedback you’ve gotten. Clarify how this problem is important and relevant to your customers, and why solving it matters.

For example, let’s imagine you work for a watch manufacturing company. Your project is to devise a simpler, cheaper watch that still appeals to luxury buyers while also targeting a new bracket of customers.

Example executive summary:

In recent customer feedback sessions, 52% of customers have expressed a need for a simpler and cheaper version of our product. In surveys of customers who have chosen competitor watches, price is mentioned 87% of the time. To best serve our existing customers, and to branch into new markets, we need to develop a series of watches that we can sell at an appropriate price point for this market.

2. Outline the recommended solution, or the project’s objectives

Now that you’ve outlined the problem, explain what your solution is. Unlike an abstract or outline, you should be prescriptive in your solution—that is to say, you should work to convince your readers that your solution is the right one. This is less of a brainstorming section and more of a place to support your recommended solution.

Because you’re creating your executive summary at the beginning of your project, it’s ok if you don’t have all of your deliverables and milestones mapped out. But this is your chance to describe, in broad strokes, what will happen during the project. If you need help formulating a high-level overview of your project’s main deliverables and timeline, consider creating a project roadmap before diving into your executive summary.

Continuing our example executive summary:

Our new watch series will begin at 20% cheaper than our current cheapest option, with the potential for 40%+ cheaper options depending on material and movement. In order to offer these prices, we will do the following:

  • Offer watches in new materials, including potentially silicone or wood
  • Use high-quality quartz movement instead of in-house automatic movement
  • Introduce customizable band options, with a focus on choice and flexibility over traditional luxury

Note that every watch will still be rigorously quality controlled in order to maintain the same world-class speed and precision of our current offerings.

3. Explain the solution’s value

At this point, you begin to get into more details about how your solution will impact and improve upon the problem you outlined in the beginning. What, if any, results do you expect? This is the section to include any relevant financial information, project risks, or potential benefits. You should also relate this project back to your company goals or OKRs. How does this work map to your company objectives?

Continuing our example executive summary:

With new offerings that are between 20% and 40% cheaper than our current cheapest option, we expect to be able to break into the casual watch market, while still supporting our luxury brand. That will help us hit FY22’s Objective 3: Expanding the brand. These new offerings have the potential to bring in upwards of three million dollars in profits annually, which will help us hit FY22’s Objective 1: 7 million dollars in annual profit.

Early customer feedback sessions indicate that cheaper options will not impact the value or prestige of the luxury brand, though this is a risk that should be factored in during design. In order to mitigate that risk, the product marketing team will begin working on their go-to-market strategy six months before the launch.

4. Wrap up with a conclusion about the importance of the work

Now that you’ve shared all of this important information with executive stakeholders, this final section is your chance to guide their understanding of the impact and importance of this work on the organization. What, if anything, should they take away from your executive summary?

To round out our example executive summary:

Cheaper and varied offerings not only allow us to break into a new market—it will also expand our brand in a positive way. With the attention from these new offerings, plus the anticipated demand for cheaper watches, we expect to increase market share by 2% annually. For more information, read our go-to-market strategy and customer feedback documentation.

Example of an executive summary

When you put it all together, this is what your executive summary might look like:

Example executive summary in Asana

Common mistakes people make when writing executive summaries

You’re not going to become an executive summary-writing pro overnight, and that’s ok. As you get started, use the four-part template provided in this article as a guide. Then, as you continue to hone your executive summary writing skills, here are a few common pitfalls to avoid:

Avoid using jargon

Your executive summary is a document that anyone, from project contributors to executive stakeholders, should be able to read and understand. Remember that you’re much closer to the daily work and individual tasks than your stakeholders will be, so read your executive summary once over to make sure there’s no unnecessary jargon. Where you can, explain the jargon, or skip it all together.

Remember: this isn’t a full report

Your executive summary is just that—a summary. If you find yourself getting into the nitty-gritty of specific tasks, due dates, and attachments, try taking a step back and asking yourself if that information really belongs in your executive summary. Some details are important—you want your summary to be actionable and engaging. But keep in mind that the wealth of information in your project will be captured in your work management tool, not your executive summary.

Make sure the summary can stand alone

You know this project inside and out, but your stakeholders won’t. Once you’ve written your executive summary, take a second look to make sure the summary can stand on its own. Is there any context your stakeholders need in order to understand the summary? If so, weave it into your executive summary, or consider linking out to it as additional information.

Always proofread

Your executive summary is a living document, and if you miss a typo you can always go back in and fix it. But it never hurts to proofread or send to a colleague for a fresh set of eyes.

In summary: an executive summary is a must-have

Executive summaries are a great way to get everyone up to date and on the same page about your project. If you have a lot of project stakeholders who need quick insight into what the project is solving and why it matters, an executive summary is the perfect way to give them the information they need.

For more tips about how to connect high-level strategy and plans to daily execution, read our ebook: How to build an organizational strategy.

Create your next project plan with Asana.