Ситуационное лидерство: четыре стиля и необходимые качества

Изображение участника из команды AsanaTeam Asana27 мая 2022 г.5 мин. на чтение
facebooktwitterlinkedin
Изображение для статьи о ситуационном лидерстве
Просмотр шаблона

Краткое содержание

Ситуационное лидерство побуждает руководителей учитывать интересы сотрудников и уникальность каждой ситуации при выборе метода руководства. Ситуационное лидерство — это гибкая модель управления. В этой статье мы расскажем о том, как лучше всего учитывать интересы своей команды с помощью четырёх стилей ситуационного лидерства.

В процессе управления своей командой можно заметить, что различные ситуации, с которыми вы сталкиваетесь, требует различных решений. Например, если ваша команда маркетологов берётся за проект с большим объёмом технических работ, вам, возможно, придётся вести и тренировать сотрудников на протяжении всего нового пути вместо того, чтобы делегировать задачи. Однако если проект похож на те, что они уже выполняли раньше, вы как руководитель можете спокойно отойти на второй план.

Быть ситуационным лидером означает подстраивать свой стиль руководства под текущую ситуацию. В этой статье мы рассмотрим четыре стиля ситуационного лидерства и расскажем о том, как использовать их для создания гибкой и адаптивной рабочей среды.

Что такое ситуационное лидерство?

Ситуационное лидерство — это стиль руководства, при котором руководители учитывают уровень подготовки сотрудников и уникальность каждой ситуации. Пол Херси и Кен Бланшар разработали модель ситуационного лидерства в 1969 году при работе над книгой «Менеджмент организационного поведения».

Ситуационный лидер выявляет лучшее в своей команде, создавая демократичную рабочую среду и поощряя адаптивность и гибкость.

В чём проявляется ситуационное лидерство?

Ситуационное лидерство может помочь вам наладить отношения с сотрудниками за счёт того, что вы подстраиваете свой стиль руководства под уровень их подготовленности. Каждому сотруднику требуется уникальный уровень практического и коммуникативного руководства. Ваша задача заключается в том, чтобы оценить навыки, уверенность и мотивацию своих сотрудников и определить, какой стиль руководства использовать.

Все члены команды различаются по своим способностям, уровню уверенности и мотивации к работе. Если вы будете использовать один и тот же стиль руководства для всех, то одни сотрудники будут довольны вами, а другие — нет. Метод ситуационного лидерства является гибким и позволяет адаптировать свой стиль руководства к потребностям каждого.

Читать статью «Теория обстоятельств Фидлера: почему лидерство не единообразно»

Четыре стиля ситуационного лидерства

Существует четыре типа стилей руководства, которые можно применять в зависимости от того, с кем и когда вы работаете. Эти стили можно расположить на диаграмме, показывающей ваш уровень директивного поведения по отношению к уровню стимулирующего поведения.

Типы стилей ситуационного лидерства

Директивное поведение — это степень, в которой вы указываете сотрудникам, что и как делать, где это должно быть сделано и когда должно быть завершено. Поддерживающее поведение — это степень, в которой вы общаетесь с сотрудником, активно слушаете его и признаёте его прогресс в выполнении задачи.

Сопоставление уровня поддерживающего поведения с сопутствующим уровнем директивного поведения определяет, какой стиль ситуационного лидерства вы используете.

1. Директивный стиль

Первый стиль ситуационного лидерства — директивный, также известный как направляющий или указательный. Он отличается высоким уровнем директивного поведения при низком уровне поддерживающего поведения. Этот стиль руководства наиболее эффективен, когда сотрудник нуждается в тщательном контроле с вашей стороны либо по причине его неопытности, либо в силу низкого уровня заинтересованности в порученной задаче.

Сценарий: к группе присоединяется новый сотрудник, у которого мало опыта в общении с потенциальными клиентами по электронной почте. Он не уверен в том, что справится со своим первым проектом самостоятельно, поэтому вы применяете директивный стиль руководства и проводите его через все этапы во избежание ошибок.

2. Наставнический стиль

Второй стиль ситуационного лидерства — наставнический, также известный как продающий или объясняющий. Этот подход отличается одинаково высоким уровнем директивного и поддерживающего поведения. Такой стиль руководства наиболее эффективен для новичков-энтузиастов, поскольку вы можете наблюдать за ними и поддерживать их без тщательного контроля.

Сценарий: сотрудник хочет набраться опыта в области маркетинга в социальных сетях, хотя никогда раньше не работал в этой сфере. Несмотря на отсутствие опыта, вы допускаете его к работе над проектом по социальным сетям и следите за тем, чтобы он получал опыт при выполнении задач. После завершения проекта вы даёте ему отзыв по проделанной работе.

Читать статью «Шесть действий по созданию и управлению календарём публикаций в соцсетях»

3. Поддерживающий стиль

Третий стиль ситуационного лидерства — поддерживающий, также известный как участвующий или содействующий. Этот подход отличается от первых двух высоким уровнем поддерживающего поведения при низком уровне директивного. Используйте этот стиль руководства, если сотрудник обладает навыками для выполнения поставленной перед ним задачи, но для успешного её выполнения ему не хватает уверенности или мотивации. Со своей стороны вы можете задавать ему вопросы открытого типа, чтобы выявить проблему и помочь в поиске решения.

Сценарий: один из ваших самых опытных сотрудников внезапно начинает плохо справляться с рабочими задачами. Это вызывает беспокойство, потому что он явно способен на большее. Вы применяете поддерживающий стиль руководства и назначаете совещание «1:1» с этим сотрудником. Когда вы узнаёте, что проблема носит личный характер, вы предлагаете ему выговориться и взять выходной для восстановления психического состояния, чтобы после этого он смог вернуться к работе с полной отдачей.

Читать «Руководство по предотвращения выгорания сотрудников для руководителей»

4. Делегирующий стиль

Четвёртый стиль ситуационного лидерства — делегирующий, также известный как передача полномочий или мониторинг. Такой подход подразумевает низкие уровни директивного и поддерживающего поведения, поскольку ориентирован на рядовых сотрудников. Когда они добиваются успеха самостоятельно, вы как руководитель можете отойти на второй план. Этот стиль поощряет свободу действий и укрепляет доверие в команде.

Сценарий: сотрудник, с которым вы проработали несколько лет, говорит вам, что не уверен в своей способности выполнить предстоящий проект. Из прошлого опыта вам также известно, что у него есть все необходимые навыки. Вы решаете дать ему возможность работать без постоянного надзора, зная, что он в любом случае обратится к вам с вопросами и за окончательной проверкой.

Характеристики ситуационного лидера

Для успешной работы в роли ситуационного лидера необходимо обладать определённым набором качеств. Лидеры, предпочитающие придерживаться одного стиля руководства, не подстраиваются под нужды своей команды. Будучи ситуационным лидером, вы должны найти подход к каждому сотруднику и упорно работать над тем, чтобы подавать пример им всем.

Характеристики ситуационного лидера

Проницательный

Ситуационные лидеры проницательны и понимают потребности своих сотрудников в любой ситуации. Проницательность позволяет оценить, насколько сотрудники уверены или не уверены в себе, насколько хорошо они мотивированы, могут ли справиться с задачей самостоятельно или им нужна дополнительная поддержка.

Гибкий

Ситуационные лидеры также должны проявлять гибкость. Как только вы узнаете, что нужно команде, у вас будет возможность быстро изменить свой стиль руководства и удовлетворить эти потребности. Гибкость является ключевым фактором, так как у вас может быть много сотрудников, которым нужны разные стили ситуационного лидерства. Ваша задача — подстроить свою работу под каждого из них.

Благонадёжный

Благонадёжность — это одно из самых лучших и ценных качеств ситуационного лидера. Когда сотрудники доверяют вам, они с большей вероятностью добьются успеха в работе. Вы можете завоевать их доверие за счёт развития коммуникаций и налаживания позитивных связей в команде.

Решатель проблем

Ситуационные лидеры отличаются навыками решения проблем и принятия решений. Умение мыслить масштабно и решать множество проблем по мере их возникновения — поистине бесценный навык. Вы можете привести свою команду к успеху, думая на ходу и применяя различные стили руководства.

Наставник и тренер

Наставничество — это второй стиль ситуационного лидерства. Хороший руководитель должен постоянно выступать в роли тренера для своей команды. Вы должны уметь поощрять и поддерживать сотрудников, давая при этом указания в рамках повседневной работы.

Если у вас есть эти лидерские качества, вы можете быть уверены в том, что являетесь эффективным лидером и делаете всё для поддержки своей команды.

Читать о том, как быть примером для других, со слов одного из руководителей Asana

Плюсы и минусы ситуационного лидерства

Свои преимущества и недостатки есть у любого стиля руководства. Знание недостатков, связанных с вашей лидерской ролью, поможет вам стать превосходным руководителем и предотвратить любые возможные проблемы.

Плюсы и минусы ситуационного лидерства

Плюсы:

  • Повышение продуктивности: одно из преимуществ ситуационного лидерства заключается в том, что оно повышает общую продуктивность сотрудников. Поскольку у каждого члена команды свой уровень мастерства и мотивации, использование адаптивной формы руководства позволяет оценить каждого по отдельности и максимально увеличить его производительность.

  • Ориентация на подчинённых: модель ситуационного лидерства фокусируется на сотрудниках. Использовать один стиль руководства для всех — это всё равно что пытаться стричь всех под одну гребёнку. Ситуационное лидерство уделяет максимум внимания каждому члену команды и предоставляет собственное пространство для роста.

  • Повышение гибкости: ситуационное лидерство способствует гибкости, потому что подстраивает руководство под уровень квалификации, мотивации и уверенности каждого сотрудника. Менее гибкие модели лидерства могут не учитывать уровень мотивации каждого члена команды, но ситуационное лидерство должно быть гибким, иначе не приведёт к повышению продуктивности.

Минусы:

  • Может привести к путанице: одним из недостатков ситуационного лидерства является возможность возникновения путаницы. Отсутствие единообразия в стиле руководства может привести к тому, что сотрудники начнут сомневаться в том, что и когда они должны делать. Например, некоторые из них могут испытывать трудности при переходе от полностью контролируемой работы на одной неделе к полностью делегированной работе на следующей. Путаницу можно предотвратить, спросив членов команды о том, какой стиль ситуационного лидерства они предпочитают.

  • Руководитель берёт на себя ответственность: ситуационное лидерство возлагает на вас как на руководителя большую ответственность за принятие решений о том, какой стиль руководства использовать и когда. Эта модель может стать стрессовой, потому что вы в любое время должны сохранять гибкость и адаптивность. Вам также придётся разбираться в эмоциях, рабочих и социальных навыках других людей, чтобы определить их потребности в лидерстве.

Чтобы уменьшить нагрузку на себя, постарайтесь узнать своих сотрудников как личностей. Тогда вам будет проще понять, что предпочитаемые ими стили руководства могут оставаться неизменными. Каждому из них иногда может требоваться периодическая смена стиля, однако у большинства ваших подчинённых есть предпочитаемый стиль общения.

Используйте ситуационное лидерство для удовлетворения потребностей своей команды

Ситуационное лидерство является гибким и адаптивным. У вас есть возможность мотивировать свою команду на более эффективную работу, изменяя свой стиль руководства в зависимости от ситуации.

Использование программного обеспечения для управления проектами может стать отличным способом отслеживать успехи команды и получать больше информации о возможностях каждого человека. Инструменты управления проектами также можно использовать для обеспечения обратной связи и создания коммуникативной среды.

Попробовать Asana для управления проектами

Дополнительные ресурсы

Электронная книга

Optimizing your organizational structure for stronger cross-team collaboration

Situational leadership: 4 styles and qualities

Team Asana contributor imageTeam AsanaSeptember 10th, 20216 min read
facebooktwitterlinkedin
Situational leadership article banner image

Summary

Situational leadership encourages leaders to consider the team members they serve and the uniqueness of every situation when choosing a leadership method. In this guide, we discuss the four situational leadership styles and how you can use them to better serve your team members.

As you lead your team, you may notice that the various situations you encounter require different responses. For example, if your marketing team takes on a project with a lot of technical work, you may need to coach your team through uncharted territory instead of delegating tasks. However, if your team takes on a project similar to others they’ve done before, you can take more of a backseat in your leadership role.

Being a situational leader involves adjusting your leadership style to the situation at hand. In this guide, we’ll discuss the four situational leadership styles and how you can use them to create a flexible and adaptive work environment. 

What is situational leadership?

Situational leadership is a style of leadership where leaders consider the readiness level of the team members they serve and the uniqueness of every situation. Paul Hersey and Ken Blanchard developed the situational leadership model in 1969 while working on Management of Organizational Behavior

The situational leader brings out the best in their team by creating a democratic work environment and promoting adaptability and flexibility.

How does situational leadership work?

The situational leadership approach can help you develop relationships with your team members because you’ll customize your style of leadership to their development level. Each team member requires a unique level of hands-on and communication-based leadership. It’s up to you to assess your team members’ skills, confidence, and motivation, and determine what type of leadership style to use.

All team members differ in their abilities, confidence levels, and levels of motivation at work. If you use the same leadership style for everyone, some team members will enjoy your leadership while others will feel underserved. The situational leadership method is flexible and allows you to customize your leadership style to meet everyone’s needs.

4 situational leadership styles

There are four leadership styles you may employ depending on who you’re managing and when. You can place these different leadership styles along a graph showing your level of directive behavior in relation to your level of supportive behavior. 

types of situational leadership styles

Directive behavior is the extent to which you tell a team member what to do, how to do it, where it needs to be done, and when it needs to be completed. Supportive behavior is the extent to which you communicate with the team member, actively listen to them, and provide recognition for task-related progress. 

Matching your level of supportive behavior with the same level of directive behavior determines what type of situational leadership style you’re using. 

1. Directing

Style 1 is the directing situational leadership style, also known as guiding or telling. When directing, the level of directive behavior is high, while the level of supportive behavior is low. This leadership style is most effective when the team member requires close supervision by you as the leader, either because they’re inexperienced or because they have low commitment to the task at hand. 

Scenario: A new team member joins the group and has little experience with sending outreach emails to potential clients. They don’t seem confident about handling the project on their own because this is their first outreach project, so you use the directing situational leadership style to guide them through each step and ensure they make no mistakes.

2. Coaching

Style 2 is the coaching situational leadership style, also known as selling or explaining. When coaching, the level of directive behavior is high and so is the level of supportive behavior. This situational leadership style is most effective for the enthusiastic beginner, because you can observe and support them without close supervision.

Scenario: A team member is eager to gain experience in social media marketing even though they have never worked in this field before. Although they have limited experience, you allow them to work on a social media project while observing them so they can gain task-related experience. You then give them performance feedback after the project is complete.

Read: Your 6 step guide to creating and managing a social media content calendar

3. Supporting

Style 3 is the supporting situational leadership style, also known as participating or facilitating. This style differs from Styles 1 and 2, because it is high on supportive behavior and low on directive behavior, making it team member driven. Use this leadership style if your team member has the skills necessary to complete the task at hand but lacks the confidence or motivation to do it successfully. As the leader, you can ask open-ended questions to determine the issue and help find a solution. 

Scenario: One of your most skilled team members suddenly begins underperforming on tasks at work. You become concerned because you know they’re capable of much more than they’re currently putting out. You enact the supporting situational leadership style and set up a 1:1 meeting with this team member. When you find out the issue is personal, you offer the employee a listening ear and a mental health day off before coming back to work full speed. 

Read: The manager’s guide to preventing burnout on your team

4. Delegating

Style 4 is the delegating situational leadership style, also known as empowering or monitoring. This style involves low directive behavior and low supportive behavior because it’s a team member driven leadership style. When team members are self-reliant achievers, they may need you to take a back seat in your leadership role. This style promotes freedom for team members and fosters trust among teams. 

Scenario: A team member you’ve worked with for a few years voices to you that they feel confident in completing an upcoming project on their own. From past experience, you also know they have the skills necessary to complete it. You decide to give them the freedom to work without supervision, knowing they’ll come to you for questions and final review.

Situational leadership qualities

It takes a flexible individual to succeed as a situational leader. Leaders who prefer sticking to one leadership style don’t tailor their approach for their team members. As a situational leader, you must adapt your situational approach to serve each team member and work hard to lead by example.

Situational leadership qualities

Insightful

Situational leaders are insightful and understand the needs of their team members in any situation. When you’re insightful, you can assess whether your team members are feeling confident or insecure, motivated or unwilling, and whether they can handle a task on their own or if they need additional support. 

Flexible

Situational leaders must also be flexible. Once you know what your team members need from you, you can quickly adjust your management style to meet those needs. Flexibility is key because you may have multiple team members that need different situational leadership styles. It’s up to you to adapt yourself for each individual. 

Trustworthy

Trustworthiness is one of the best situational leadership qualities you can possess. When your team members trust you, they’re more likely to succeed at work. You can gain your team members’ trust by fostering communication and promoting positive connections. 

Problem solver

Situational leaders excel at problem-solving and decision-making above all else. Being a thoughtful, big-picture thinker who can solve an array of problems when they arise is an invaluable skill. By thinking on your feet and using various leadership styles, you can lead your team to success. 

Mentor and coach

Coaching is the second situational leadership style, but a good situational leader should act as a coach to their team at all times. You should be able to encourage and nurture your team as you give direction to them in their daily work. 

When you have these leadership skills, you can feel confident knowing you’re an effective leader and that you’re supporting your team to the best of your ability.  

Read: How to lead by example, according to one Asana leader

Pros and cons of situational leadership

Every leadership style has benefits and drawbacks. Being aware of the drawbacks associated with your leadership role can help you become a great leader and prevent any challenges you may face before they occur.

Pros and cons of situational leadership

Pros: 

  • Improves productivity: One benefit of situational leadership is that it improves overall productivity among team members. Because every team member has a different level of skill and motivation, using an adaptive form of leadership allows you to evaluate everyone separately and maximize their output. 

  • Focuses on team members: The situational leadership model focuses on team members. Using one leadership style for all team members is like trying to fit everyone into one box. Situational leadership has a high commitment to each team member and gives them their own space to grow.

  • Promotes flexibility: Situational leadership promotes flexibility because it molds leadership to each team members’ level of skill, motivation, and confidence. Less flexible leadership models may not take into consideration each team members’ motivation level, but situational leadership must be flexible to lead to improved productivity.

Cons:

  • May lead to confusion: One drawback of situational leadership is that it can create confusion. The lack of uniformity in leadership style can cause team members to question what they’re supposed to do and when. For example, some team members may have trouble shifting from a fully hands-on task one week to an entirely delegated task the next. You can prevent confusion by asking team members what situational leadership style they prefer. 

  • Focuses on short-term goals: Team members that prefer to focus on long-term goals may not enjoy situational leadership because it focuses on short-term goals. When shifting leadership styles, you must focus on the task at hand, instead of tasks or goals planned months in advance. Team members may feel uneasy if they don’t know what leadership style they’ll encounter next week or next month. If your team members need long-term planning, you can find a middle ground by planning tasks in advance and discussing what leadership style they prefer for each upcoming task. Letting your team know that you have the freedom to change leadership styles when necessary may ease their mind. 

  • Leader takes responsibility: Situational leadership puts a lot of responsibility on you as a leader to decide what type of style to enact and when. This model can become stressful because you must be flexible and adaptable at all times. You’ll also need to judge other peoples’ emotions, work skills, and social skills to determine their leadership needs. 

To ease the burden on yourself, try to get to know your team members as individuals. Once you know them well, you may realize that their leadership styles remain consistent. While each team member may require an occasional change in style, most team members have a preferred communication style

Use situational leadership to meet the needs of your team

Situational leadership is flexible and adaptive. You can motivate your team to perform better at work by adjusting your leadership style to meet them where they are. 

Using project management software can be a great way to monitor team member progress and get more insight into each person’s capabilities. You can also use project management tools to provide feedback and nurture a communicative environment.

Try project management software for teams

Related resources

Article

5 tips to set great company values that reflect your unique culture (with examples)