ССВУ-анализ: что это и как им пользоваться (с примерами)

Alicia Raeburn contributor headshotAlicia Raeburn1 июля 2021 г.6 мин. на чтение
facebooktwitterlinkedin
Изображение для руководства по ССВУ-анализу
Try Asana now

Краткое содержание

ССВУ-анализ позволяет выявлять сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для того или иного проекта или бизнес-плана в целом. Этот инструмент помогает команде осуществлять стратегическое планирование и опережать тенденции рынка. Ниже рассматривается каждый элемент структуры ССВУ и приводятся пошаговые инструкции, с помощью которых вы сможете провести собственный анализ.

Ищете способ выделить свою компанию среди конкурентов? ССВУ-анализ — это техника, используемая организациями для распознавания сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в целях выработки стратегического плана для бизнеса. Это кажется сложным лишь на первый взгляд. На самом деле, всё довольно просто.

Если вы находитесь в поиске внешних возможностей или внутренних преимуществ, мы проведём вас через процесс ССВУ-анализа на конкретных примерах.

Что такое ССВУ-анализ?

ССВУ-анализ — это техника, используемая организациями для распознавания сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в отношении как бизнеса в целом, так и конкретных проектов. ССВУ-анализ наиболее широко используется различными компаниями (от малого бизнеса и некоммерческих организаций до крупных предприятий), но также может применяться в личных и профессиональных целях.

Несмотря на свою простоту, ССВУ-анализ является эффективным инструментом, который помогает распознавать конкурентные возможности для развития. Используя его, можно совершенствовать работу своей команды и продвигать бизнес, опережая рыночные тенденции.

Как расшифровывается аббревиатура ССВУ?

Всё очень просто: ССВУ — это сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Каждый из этих факторов играет свою роль в надлежащем планировании роста организации. Далее в силу вступает аналитическая методика.

Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы

Одновременный анализ факторов, составляющих структуру ССВУ, позволяет сформировать общую картину того, где вы сейчас находитесь, а также определить дальнейшие шаги. Давайте более подробно углубимся в каждый из этих аспектов и рассмотрим, как с их помощью распознавать области для улучшения.

Сильные стороны

Сильные стороны в структуре ССВУ указывают на внутренние инициативы, которые хорошо работают в сравнении с другими инициативами или действиями конкурентов. Изучение таких областей помогает понять, что именно работает на данный момент. В дальнейшем эти проверенные методы — свои сильные стороны — можно будет использовать в других областях, где, возможно, нужна будет дополнительная поддержка, например при повышении эффективности команды.

Для изучения сильных сторон своей организации сначала ответьте на следующие вопросы:

  • Что у нас получается хорошо?

  • Чем уникальна наша организации?

  • Что в нашей организации нравится целевой аудитории?

Ниже приводится пример одной из таких сильных сторон.

Служба поддержки клиентов. В отличие от конкурентов у нас есть служба поддержки мирового класса, и наш индекс лояльности равен 90.

Слабые стороны

К слабым сторонам в структуре ССВУ относят внутренние инициативы, результативность которых оставляет желать лучшего. В общем случае предпочтительнее сначала анализировать свои сильные стороны, а потому уже слабые, чтобы очертить границы успехов и неудач. Определение внутренних слабостей помогает нащупать отправную точку для улучшения соответствующих проектов.

По аналогии с анализом сильных сторон при изучении слабостей можно задать себе следующие вопросы:

  • Какие инициативы недостаточно эффективны и почему?

  • Что можно улучшить?

  • Какие ресурсы могут повысить нашу производительность?

Ниже приводится пример слабой стороны.

Доступность электронной торговли. Из-за ограниченного бюджета на маркетинг наш сайт плохо раскручен, а продажи через мобильное приложение продолжают снижаться.

Возможности

Возможности в структуре ССВУ образуются при сочетании имеющихся сильных и слабых сторон, а также любых внешних инициатив, которые помогут занять более сильную конкурентную позицию. Это может быть что угодно: от слабостей, которые требуется ликвидировать, до областей, которые не были охвачены первыми двумя стадиями анализа.

Так как способов обнаружения новых возможностей бесчисленное множество, попробуйте для начала задать себе следующие вопросы:

  • Какие ресурсы мы можем задействовать для устранения слабостей?

  • Есть ли маркетинговые недочёты в наших сервисах?

  • Каковы наши цели на этот год?

Ниже рассмотрен пример возможности, основанной на приведённых выше сильных и слабых сторонах.

Маркетинговая кампания. Для того чтобы усилить электронную торговлю, мы проведём рекламные кампании на YouTube, в Facebook и Instagram.

Угрозы

К угрозам в структуре ССВУ относятся области, которые в перспективе могут вызвать проблемы. От слабостей угрозы отличаются тем, что они являются внешними и обычно находятся вне сферы вашего контроля. Это может быть что угодно — от глобальной пандемии до изменения конкурентной среды.

Вот несколько вопросов, которые можно задать себе при определении угроз:

  • Какие изменения в отрасли являются поводом для беспокойства?

  • Какие новые рыночные тенденции намечаются на горизонте?

  • В чём конкуренты нас превосходят?

Ниже приводится пример угрозы, которая может сделать бизнес более уязвимым.

Новый конкурент. В ближайший месяц на рынке электронной торговли появится новый конкурент, поэтому у нас может стать меньше клиентов.

Пример ССВУ-анализа

Один из самых популярных способов ССВУ-анализа — это наглядное представление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Такой формат называется матрицей ССВУ. Обычно она представляет собой область из четырёх квадратов, которые вместе образуют один большой квадрат.

Матрица ССВУ отлично подходит для сбора информации и документирования вопросов, которые привели вас к тем решениям, которые были приняты. На эту матрицу можно не только ссылаться, но и использовать её для наглядного представления закономерностей.

Ниже приводится пример, который даст вам представление о том, как начать анализ самостоятельно.

Пример ССВУ-анализа

При правильном и эффективном использовании матрица может стать отличным набором инструментов для оценки сильных и слабых сторон организации. Создав свою матрицу, можно будет сосредоточиться на том, как претворить в жизнь найденные возможности.

Планировать проекты с помощью Asana

Как проводить ССВУ-анализ

ССВУ-анализ можно проводить различными способами. Одним командам нравится собираться вместе и записывать все идеи на офисной доске, другие предпочитают создавать формализованные матрицы ССВУ. Каким бы ни был ваш выбор, творческий подход к планированию обеспечивает приток новых идей и формирование более уникальных решений.

Есть несколько способов проверить, насколько подробным и корректным является ССВУ-анализ. Некоторые из них подразумевают организацию работы сотрудников таким образом, который поощряет командное взаимодействие, заблаговременную подготовку в целях более эффективного использования времени, а также креативность в отношении выбора идей. Давайте более подробно рассмотрим некоторые из подобных советов.

Совет 1. Учитывайте внутренние факторы

Внутренние факторы — это сильные и слабые стороны, вытекающие из внутренних процессов. С ними будет проще разобраться при наличии нужных средств, так как у вас будет больше контроля над результатом.

Когда речь заходит о внутренних факторах, приступить к внедрению улучшений можно двумя разными способами.

  1. Проведите совещание с заинтересованными лицами из разных подразделений, чтобы составить бизнес-план по улучшению текущей ситуации.

  2. Изучите и внедрите новые инструменты, такие как cредство управления проектами, которые помогут упростить эти процессы.

Вариант решения проблем, связанных с внутренними факторами, будет зависеть от типа проблемы. Для претворения в жизнь комплексных планов вам, возможно, даже придётся прибегнуть к сочетанию двух описанных выше способов.

Совет 2. Оцените внешние факторы

Внешние факторы обусловлены процессами, находящимися вне сферы вашего влияния. Сюда входят конкуренты, рыночные тенденции и всё прочее, что воздействует на вашу организацию извне.

С внешними факторами дела обстоят сложнее, так как вы не можете напрямую повлиять на результат. Однако вы можете направить свои процессы в другое русло, что сгладит негативное влияние внешних факторов. Эти проблемы можно решать следующим образом:

  1. Конкурировать в соответствии с рыночными тенденциями

  2. Предсказывать рыночные тенденции до их возникновения

Вы не можете контролировать внешнюю среду, но можете взять под контроль реакцию на неё своей организации.

Допустим, вы хотите вести конкурентную борьбу в соответствии с рыночными тенденциями. Примером здесь может послужить ситуация, в которой конкурент выводит на рынок продукт, превосходящий ваш по качеству. Вы не можете предотвратить запуск, но можете создать ещё более качественный продукт, чтобы избежать спада продаж. Кроме того, также можно попытаться предсказать тенденции рынка, чтобы встретить новые внешние факторы во всеоружии.

Совет 3. Командная работа может свернуть горы

Звучит банально, но командная работа крайне эффективна при коллективном обсуждении новых и инновационных идей. Приглашайте сотрудников из разных отделов, чтобы на совещании были представлены идеи из разных частей компании. Заранее определите, сколько участников вам нужно, так как слишком большое их количество, может вызвать снижение концентрации или заинтересованности. Оптимальный размер группы для коллективного обсуждения — около 10 человек.

Совет 4. Проявляйте креативность

Для того чтобы генерировать креативные идеи, нужно сначала подготовить для них почву. Это подразумевает создание интересных способов поиска возможностей. В числе таких примеров случайный выбор анонимных идей, обсуждение очевидно неудачных предложений в первую очередь или игры по тимбилдингу для «морального разогрева» команды.

Совет 5. Ранжируйте идеи

Когда самое интересное останется позади, настанет время выбрать наилучшие возможности. Это можно сделать как в команде, так и в составе небольшой группы лидеров. Лучше всего озвучить каждую идею и оценить её по 10-бальной шкале. Когда вы придёте к согласию по поводу лучших идей с учётом способностей команды и общего влияния на результат, можно будет начать работу по их реализации с экономического обоснования.

Почему ССВУ-анализ столь важен?

ССВУ-анализ помогает совершенствовать рабочие процессы и планировать рост. Несмотря на своё сходство с анализом конкурентной среды, в ССВУ-анализе учитываются как внутренние, так и внешние факторы. Анализ ключевых областей, связанных с возможностями и угрозами, поможет получить данные, которые приведут вашу команду к успеху. 

Почему ССВУ-анализ столь важен?

ССВУ-анализ полезен не только организациям. С помощью персонального ССВУ-анализа можно исследовать те аспекты своей жизни, которые нуждаются в улучшении — от стиля лидерства до навыков общения. Независимо от области применения такой анализ важен по следующим трём причинам.

1. Определение диапазона возможностей

Одно из главных преимуществ проведения анализа — это выявление возможностей для роста. Это отличная отправная точка для стартапов и команд, которые хотят развиваться, но пока не знают, с чего начать.

Возможности могут быть самыми разными: например, внешние факторы, такие как диверсификация своих продуктов в целях развития конкурентных преимуществ, или внутренние факторы, такие как улучшение рабочего процесса вашей команды. Так или иначе, реализация возможностей — это отличный способ коллективного роста.

2. Определение областей для улучшения

Развитие текущих проектов — это ещё один надёжный способ продолжения роста. Распознавание слабостей и угроз во время ССВУ-анализа может проложить путь к более эффективной бизнес-стратегии.

В конечном итоге, лучшим способом развития является работа над собственными ошибками. Как только вы найдёте области, которые можно оптимизировать, обсудите план дальнейших действий с коллегами и приступайте к работе. Это означает, что вы будете пользоваться проверенными средствами и развивать преимущества своей компании.

3. Определение областей, которые могут быть под угрозой

Независимо от того, есть ли у вас журнал рисков, их всегда важно выявлять до того, как они станут поводом для беспокойства. ССВУ-анализ поможет вам контролировать выполнение всех действий, которые могут сыграть роль в процессе принятия решений в отношении рисков.

Иногда бывает полезно объединить ССВУ-анализ с PEST-анализом, который изучает факторы внешней среды (политические, экономические, социальные и технологические), ведь они позволяют заблаговременно выявлять потенциальные риски.

Планируйте рост с помощью ССВУ-анализа

ССВУ-анализ может быть эффективной техникой для определения ключевых сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Понимание того, где вы находитесь и чего хотите достичь, поможет развиваться вашему коллективу и организации в целом.

Помните, что даже капля креативности и совместной работы может значить очень многое. Поощряйте нестандартное мышление в своей команде с помощью 100+ мотивирующих цитат для командной работы.

Попробовать Asana бесплатно

Дополнительные ресурсы

Статья

Ваше руководство для освоения портфельного управления проектами

SWOT analysis: What it is and how to use it (with examples)

Team Asana contributor imageTeam AsanaJuly 1st, 20217 min read
facebooktwitterlinkedin
SWOT analysis explained article banner image

Summary

A SWOT analysis helps you identify strengths, weaknesses, opportunities, and threats for a specific project or your overall business plan. It’s a tool that can help your team plan strategically and stay ahead of market trends. Below, we describe each part of the SWOT framework and provide step-by-step instructions to help you conduct your own analysis.

Looking for a way to separate your organization from the competition? A SWOT analysis is a technique used to identify strengths, weaknesses, opportunities, and threats in order to develop a strategic plan for your business. While it may sound difficult, it’s actually quite simple. 

Whether you’re looking for external opportunities or internal strengths, we’ll walk you through how to perform your own SWOT analysis with helpful examples along the way. 

What is a SWOT analysis?

A SWOT analysis is a technique used to identify strengths, weaknesses, opportunities, and threats for your business or even a specific project. While most widely used by organizations from small businesses and non-profits to large enterprises, a SWOT analysis can be used for both personal and professional purposes. 

While simple, a SWOT analysis is a powerful tool for helping you identify competitive opportunities for improvement. This way you can work to improve your team and your business while staying ahead of market trends. 

What does SWOT stand for?

Simply put, SWOT stands for strengths, weaknesses, opportunities, and threats. Each of these factors is important to examine in order to properly plan for organizational growth. That’s where the analysis comes in. 

Strengths, weaknesses, opportunities, and threats

When analyzed together, the SWOT framework can paint a larger picture of where you are and how to get to the next step. Let’s dive a little deeper into each of these terms and how they can help identify areas of improvement. 

Strengths

Strengths in SWOT refer to internal initiatives that are performing well. This could be compared to other initiatives or an external competitive edge. Examining these areas helps you understand what’s already working. You can then use the techniques that you know work—your strengths—in other areas that might need additional support, like improving your team’s efficiency

When looking into the strengths of your organization, ask yourself the following questions to get started:

  • What do we do well?

  • What’s unique about our organization?

  • What does our target audience like about our organization?

Here’s an example of a strength to help get you started. 

Customer service: Our customer service is world-class compared to our competitors seeing as we have an NPS score of 90. 

Weaknesses

Weaknesses in SWOT refer to internal initiatives that are underperforming. It’s a good idea to analyze your strengths before your weaknesses in order to create the baseline of success and failure. Identifying internal weaknesses provides a starting point for improving those projects.

Similar to examining strengths, you can ask yourself different questions to get started on identifying your weaknesses:

  • Which initiatives are underperforming and why?

  • What could be improved?

  • What resources could improve our performance?

Here’s an example of a weakness.

E-commerce visibility: Our website visibility is low due to a lack of marketing budget, with mobile app transactions continuing to decrease.

Opportunities

Opportunities in SWOT are the result of your existing strengths and weaknesses, along with any external initiatives that will put you in a stronger competitive position. These could be anything from weaknesses that you’d like to improve or areas that weren’t identified in the first two phases of your analysis. 

Since there are multiple ways to come up with opportunities, it’s helpful to consider these questions before getting started:

  • What resources can we use to improve weaknesses?

  • Are there market gaps in our services?

  • What are our goals for the year?

Here’s an example of an opportunity based on the above strengths and weaknesses. 

Marketing campaign: In order to improve e-commerce visibility, we’ll run ad campaigns on YouTube, Facebook, and Instagram.

Threats

Threats in SWOT refers to areas that have the potential to cause problems. This is different from weaknesses as threats are external and generally out of your control. This can include anything from a global pandemic to a change in the competitive landscape. 

Here are a few questions to ask yourself to identify external threats:

  • What changes in the industry are cause for concern?

  • What new market trends are on the horizon?

  • Where are our competitors outperforming us?

Here’s an example of a threat that could leave your business vulnerable to problems. 

New competitor: With a new e-commerce competitor set to launch within the next month, we could see a decline in customers. 

SWOT analysis example

One of the most popular ways to create a SWOT analysis is by visually representing strengths, weaknesses, opportunities, and threats. This format is called a SWOT matrix. It’s usually organized into four separate squares that meet to create one larger square. 

A SWOT matrix is great for collecting information and documenting the questions that brought you to your decisions. Not only will it be handy to reference later on, but it’s also great for visualizing any patterns that arise. 

Here’s an example to give you an idea of how to get started on your own. 

SWOT analysis example

When used correctly and effectively, your matrix can be a great toolkit for evaluating your organization’s strengths and weaknesses. Once you’ve created your matrix, you can focus on how to actually implement the opportunities you found. 

Try project planning in Asana

How to do a SWOT analysis 

A SWOT analysis can be conducted in a variety of ways. While some teams like to meet and throw ideas on a board, others prefer to create a formal SWOT matrix. However you choose to create your SWOT analysis, getting creative with your planning process allows new ideas to flow and results in more unique solutions. 

There are a few ways to ensure that your SWOT analysis is thorough and done correctly. Some of these tricks include gathering your team in a way that’s conducive for teamwork, preparing beforehand so you use time efficiently, and getting creative about how you choose ideas. Let’s take a closer look at some tips to help you get started.

Tip 1: Consider internal factors 

Internal factors are strengths and weaknesses that stem from internal processes. These tend to be easier to solve if you have the means since you have more control over the outcome. 

When you come across internal factors, you can start implementing improvements in a couple of different ways.

  1. Meet with department stakeholders to form a business plan around how to improve your current situation.

  2. Research and implement new tools, such as a project management tool, that can help streamline these processes for you. 

The way you go about solving internal factors will depend on the type of problem. You may even need to use a combination of both if it’s a complex improvement plan. 

Tip 2: Evaluate external factors

External factors stem from processes outside of your control. This includes competitors, market trends, and anything else that’s affecting your organization from the outside in. 

External factors are trickier to solve as you can’t directly control the outcome. What you can do is pivot your own processes in a way that mitigates negative external factors. You can work to solve these issues by:

  1. Competing with market trends

  2. Forecasting market trends before they happen 

While you won’t be able to control an external environment, you can control how your organization reacts to it. 

Let’s say, for instance, that you’re looking to compete with a market trend. An example of this is a competitor introducing a new product to the market that’s outperforming your own. While you can’t take that product away, you can work to launch an even better product to mitigate any decline in sales. Alternatively, you can attempt to forecast market trends so you’re prepared when external factors do occur. 

Tip 3: Teamwork makes the dream work

It may be an age-old saying, but teamwork is incredibly effective for brainstorming new and innovative ideas. Invite different team members from various departments. That way, ideas from each part of the company are represented. Be intentional about the number of team members you invite, since too many participants could lead to a lack of focus or participation. The sweet spot for a productive brainstorming session is around 10 teammates. 

Tip 4: Get creative

In order to generate creative ideas, you have to first invite them. That means creating fun ways to come up with opportunities. Some examples of this are randomly selecting anonymous ideas, talking through obviously bad examples, or playing team building games to psych up the team. 

Tip 5: Rank ideas

Once the fun is done, it’s time to rank the best opportunities. This can be done as a team or with a smaller group of leaders. The best way to do this is to talk through each idea and rank it on a scale of one through 10. Once you’ve agreed on your top ideas based on team capabilities and overall impact, you can work on implementing them by starting with a business case

Why is a SWOT analysis important?

A SWOT analysis can help you improve processes and plan for growth. While similar to a competitive analysis, it differs in that it evaluates both internal and external factors. Analyzing key areas around these opportunities and threats will equip you with the insights to set your team up for success. 

Why is a SWOT analysis important?

A SWOT analysis isn’t only useful for organizations. With a personal SWOT analysis, you can examine areas of your life that could benefit from improvement, from your leadership style to your communication skills. However you choose to use it, a SWOT analysis is important for these three reasons. 

1. Identifies areas of opportunity

One of the biggest benefits of conducting an analysis is to determine opportunities for growth. It’s a great starting point for startups and teams that know they want to improve but aren’t exactly sure how to get started. 

Opportunities can come from many different avenues, like external factors such as diversifying your products for competitive advantage or internal factors like improving your team’s workflow. Either way, capitalizing on opportunities is an excellent way to grow as a team.

2. Identifies areas that could be improved

Improving existing projects is another foolproof way to continue growing. Identifying weaknesses and threats during a SWOT analysis can pave the way to a better business strategy.

Ultimately, learning from your mistakes is the best way to excel. Once you find areas that can be streamlined, you can work with team members to brainstorm an action plan. This will mean using what you know works and building off of your company’s strengths. 

3. Identifies areas that could be at risk

Whether you have a risk register in place or not, it’s always crucial to identify risks before they become a cause for concern. A SWOT analysis can help you stay on top of any actionable items that may play a part in your risk decision-making process. 

It may be beneficial to pair your SWOT analysis with a PEST analysis which examines external solutions such as political, economic, social, and technological factors—all of which can help you identify potential risks ahead of time.

Plan for growth with a SWOT analysis

A SWOT analysis is can be an effective technique for identifying key strengths, weaknesses, opportunities, and threats.  Understanding where you are—and where you want to go—will help you grow as a team and organization. 

Don’t forget, a bit of creativity and collaboration can go a long way. Encourage your team to think outside of the box with 100+ team motivational quotes

Try Asana for free

Related resources

Article

30-60-90 day plan: How to onboard new hires with ease