Как моральный дух коллектива влияет на производительность каждого сотрудника

Сара Лаоян, фото автораSarah Laoyan15 июня 2022 г.6 мин. на чтение
facebooktwitterlinkedin
Изображение для статьи о советах по моральному состоянию коллектива
Try Asana now

Когда вы создаёте команду, то ищете людей с нужными навыками, которые помогут вашей организации достичь своих целей. Чтобы помочь команде в полной мере раскрыть свой потенциал, необходимо обеспечить ей поддержку и вовлечь в работу. В этом и заключается суть морального духа в коллективе: то, каким образом вы будете создавать и поддерживать высокий моральный дух в коллективе и обеспечивать удовлетворение сотрудников от выполняемой ими работы по мере роста команды. 

Формирование и поддержание морального духа у сотрудников начинается с корпоративной культуры. Чётко выстроенная корпоративная культура помогает поддерживать моральный дух, когда что-то начинает идти не так. Хотите узнать больше о создании и поддержании крепкого морального духа? Давайте порассуждает о том, как это делается.

Что такое моральный дух сотрудников?

Моральный дух в коллективе или среди сотрудников — это то, как они в общем и целом воспринимают свою организацию или сферу деятельности. В этом контексте моральный дух можно охарактеризовать как уверенность сотрудника или коллектива в вашей организации или сфере деятельности. 

Крепкий моральный дух означает высокий уровень удовлетворённости сотрудников, и при этом они, как правило, увлечены работой. Снижение морального духа среди сотрудников свидетельствует об их неудовлетворённости. Узнайте, кто из сотрудников испытывает психологическое напряжение или чувствует себя отстранённым от работы. Нижеследующие примеры являются довольно общими, и существует множество разных аспектов, влияющих на моральный дух сотрудников.

Три способа поднять моральный дух сотрудников

Стимулирование и поддержание морального духа начинается с руководства команды. Как лидер своего коллектива вы можете многое сделать для повышения и поддержания удовлетворённости сотрудников, в том числе путём выполнения следующих правил:

1. Подавайте пример

Люди — это социальные существа, и в наших поступках нам свойственно ориентироваться на лидера. Хотя у каждого может быть свой уникальный лидерский стиль, существует несколько способов создания крепкого командного духа на собственном примере:

  • Участвуйте в работе своего коллектива. Работая вместе с командой, вы показываете, что не только доверяете коллегам, но ещё и сами занимаетесь той же работой, что и они. Лидеры, которые сами участвуют в работе, лучше понимают, что делает их команда. Кроме того, вы можете продемонстрировать поддержку, обозначив своё понимание и признание личного вклада каждого работника в достижение глобальных целей компании.

  • В любой ситуации лучше всего проявлять эмпатию. Хороший лидер всегда показывает сотрудникам, что он заботится о них не только как о сотрудниках, но и как о людях. Лидеры с эмпатическим отношением к коллегам хвалят их, когда есть за что, при необходимости проявляют гибкость и регулярно интересуются, как они себя чувствуют.

  • Обеспечьте прозрачность. Регулярно делитесь информацией об изменениях в компании, проблемах, с которыми сталкивается ваша команда, или даже о том, что происходит в вашей собственной жизни. Показывая коллегам, что вы тоже человек, вы, тем самым, формируете для них безопасное пространство, в котором они могут открыто делиться своими мыслями и чувствами.

  • Предлагайте высказывать мнения.Хороший лидер создаёт условия для открытого обмена мнениями и воспринимает его со всей искренностью. Будь то разговор с глазу на глаз, обсуждение в группе или анонимная обратная связь, обмен мнениями помогает сотрудникам почувствовать, что их слушают. При этом сотрудники с меньшей вероятностью будут жаловаться коллегам, подрывая тем самым моральный дух в коллективе.

Читать о том, как быть примером для других, со слов одного из руководителей Asana

2. Укрепляйте доверие вашей команды

Создавая доверительные отношения с коллективом, вы разделяете ответственность таким образом, чтобы каждый мог выполнять свою работу эффективно и самостоятельно. Сделать это можно, предоставив свободу принятия решений и поощряя развитие навыков. Когда вы доверяете сотрудникам принятие положительных решений, они чувствуют себя более уверенно, видя, что к их мнению прислушиваются. Это приносит пользу и всей команде, поскольку каждый её участник может делиться своими сильными сторонами и точками зрения и использовать их осмысленно.

Не забывайте при этом выражать заслуженную признательность сотрудникам за их усердный труд. Поощряйте отличившихся коллег и хвалите их за те или иные достижения в выполняемой ими работе. Общие фразы не оказывают большого влияния на моральный дух сотрудников, а вот акцентирование внимания на конкретных заслугах показывает, что вы признаёте ценность их труда на благо компании.

Примеры выражения признательности сотрудникам:

  • «Спасибо, что нашли время для внеплановой встречи. Я знаю, что у вас плотный график, поэтому я ценю проявленную вами гибкость».

  • «Тот слайд, что вы добавили в презентацию, оказался очень полезен. Спасибо, что поделились своим опытом».

  • «Благодарю за терпение, которое вы проявляете, работая с таким сложным клиентом. Вы продемонстрировали отличный пример того, к чему должны стремиться наши сотрудники».

3. Помогайте сотрудникам поддерживать благополучие вне работы

Общее благополучие вашей команды так же важно для поддержания морального духа, как загрузка и ресурсы. Когда вы стараетесь помочь сотрудникам поддерживать здоровую и полноценную жизнь вне работы, они наверняка будут работать с большей отдачей, создавая благоприятную рабочую среду и для других коллег. 

Баланс между работой и личной жизнью — это залог благополучия вашей команды. Когда работник разрывается между несколькими заданиями, которые нужно скоро сдавать, переживает о заболевших детях и при этом пытается сохранить свежую голову для работы на следующий день, это может привести к выгоранию. По результатам исследования «Анатомия работы», проведённого компанией Asana, 71% респондентов ответили, что хотя бы раз в 2020 году испытывали эмоциональное выгорание.

Обеспечьте благополучие сотрудников, поддерживая здоровый баланс между работой и личной жизнью. Организовывайте регулярные паузы в работе (в виде некоторого свободного времени), а не просто ежедневные перерывы на обед. Поощряя сотрудников брать отгулы, вы не только помогаете поддерживать их продуктивность, но и поднимаете моральный дух. 

Кроме того, сотрудники зачастую получают больше удовлетворения от работы, когда у них есть возможности, позволяющие им заниматься делами вне рабочего времени. К таким возможностям, способствующим большей вовлечённости сотрудников, относится, например, отпуск по уходу за ребёнком, декретный отпуск, компенсация расходов на транспорт и услуги здравоохранения. Это всё то, что влияет на повседневную жизнь и не связано с работой. И когда у людей в этом есть надёжная опора, им проще сосредоточиться на качественном выполнении своих должностных обязанностей, не отвлекаясь на нерабочие моменты. Хотя льготами пользуется лишь некоторая часть сотрудников, руководители могут опираться на их мнение, чтобы определить, какие льготы действительно необходимы для благополучия коллектива. 

Читать статью «Творческий отпуск: как это работает, основные преимущества и часто задаваемые вопросы»

Факторы, снижающие моральный дух коллектива

Моральный дух сотрудников — это важный аспект корпоративной культуры, требующий постоянного внимания и заботы. Если не стремиться к формированию крепкой культуры в коллективе, моральный дух может снизиться. Ниже приводятся несколько факторов, снижающих моральный дух в коллективе:

Стрессовая корпоративная культура

Существует множество факторов, способствующих возникновению напряжённой корпоративной культуры. Высокая текучесть кадров и частые изменения в рабочем режиме провоцируют стресс у сотрудников. 

Частые изменения в организации могут вызывать стресс у сотрудников, нарушая их моральное равновесие. Если компания не может определиться с тем, как организовать работу коллектива или наладить стандартные процессы, это затрудняет эффективное выполнение сотрудниками своих обязанностей. Например, когда действующий менеджер устанавливает один рабочий процесс, а через несколько месяцев приходит новый менеджер и устанавливает совершенно другой процесс. Подобные метания могут привести к путанице и нарушению рабочего ритма.

Высокая текучесть кадров также не способствует гармонии в коллективе. Постоянная подготовка новичков создаёт дополнительную нагрузку для сотрудников. Кроме того, новым сотрудникам нужно время, чтобы в полной мере набрать рабочий темп. При высокой текучести персонала сотрудникам приходится заниматься не столько той работой, для выполнения которой их нанимали, сколько подготовкой и адаптацией новичков. Когда происходит постоянная смена специалистов, работа, помогающая компаниям достигать своих целей, занимает гораздо больше времени. 

Заметив рост текучести кадров, руководитель должен начать принимать меры против снижения морального духа. Обеспечивая динамичное укрепление команды и развитие навыков взаимозамещения у сотрудников, чтобы каждый мог сработать на подхвате, когда кто-то другой выпал из процесса, вы тем самым помогаете коллективу оставаться на плаву независимо от того, что происходит на уровне компании. 

Неустойчивое руководство

Руководство играет важную роль в формировании корпоративной культуры компании и поддержании морального духа сотрудников. Когда в руководстве происходят частые изменения, сотрудникам не хватает времени установить отношения с руководителем. Поэтому важно выделить время на выстраивание личных отношений с подчинёнными. Ваши сотрудники должны видеть в вас защиту и опору. Кроме того, руководители отвечают за поддержание связи подчинённых с глобальными целями и концепцией компании. Если и эти элементы претерпевают постоянные изменения, сотрудники могут перестать получать необходимую информацию или утратить связь с глобальной целью в своей работе.

Как и в случае отсутствия ясности целей, отсутствие прозрачности в деятельности компании в целом может привести к быстрому снижению морального духа сотрудников. Видя высокую текучесть кадров, участившиеся экстренные совещания и постоянные изменения в руководстве, сотрудники начинают понимать, что что-то идёт не так. А когда лидер не решает реальные проблемы открытым и прозрачным способом, сотрудники теряют веру в него и испытывают снижение морального духа.

Адекватное взаимодействие между сотрудниками и руководством помогает справляться с этими стрессовыми факторами. Если руководитель чётко разъяснит сотрудникам их функции, обязанности и рабочие процессы, они будут точно знать, что им следует делать для выполнения поставленных задач. Чем больше ясности для сотрудников, тем выше вероятность, что их усилия будут направлены на достижение целей компании.

Читать 12 советов по эффективному обмену информацией на работе

Поддержание морального духа сотрудников во время удалённой работы

Моральный дух сотрудников может измениться в любой момент, и причины этого не всегда связаны с работой. Возьмём, например, пандемию COVID-19. Многим пришлось кардинально поменять свой рабочий распорядок и почти мгновенно перейти на удалённую работу. 

Пандемия стала огромным внешним фактором стресса, с которым компании практически не могли бороться. Эта ситуация заставила многие компании значительно поменять режим работы. Чтобы помочь появившимся удалённым командам в поддержании морального духа, многие компании приспособились к стрессовым условиям пандемии путём предложения дополнительных льгот и поддержки. В Asana мы устраивали общекорпоративные каникулы и оказывали психологическую помощь, чтобы сохранить сильный командный дух и поддержать сотрудников, пока они учились работать из дома

Почему нужно заботиться о моральном состоянии сотрудников?

Формирование морального духа в коллективе и корпоративной культуры — это важный шаг на пути к долгосрочному благополучию сотрудников. Но почему так важно следить за тем, чтобы в компании сохранялся высокий моральный дух среди сотрудников? Вот лишь несколько причин:

При высоком моральном духе сотрудники в большей степени довольны своим положением

Когда сотрудники довольны своим положением и сохраняют равновесие между работой и личной жизнью, они с большей вероятностью будут делать свою работу более качественно. Чем меньше сотрудники подвержены стрессу, тем больше они сосредотачиваются на работе, проявляют творческий подход и открыты для изменений и новых идей. 

К тому же у сотрудников, испытывающих меньше стресса, более крепкое здоровье. По данным некоммерческой организации «Клиника Мэйо», у людей с хроническим воздействием стресса повышен риск возникновения проблем со здоровьем, таких как нарушение пищеварения, мышечное напряжение, головные боли, высокое кровяное давление и психические расстройства. У людей с меньшим воздействием стресса вероятность возникновения таких проблем со здоровьем ниже. Благополучие сотрудников как в физическом, так и в моральном плане способствует повышению продуктивности и снижению отгулов из-за проблем со здоровьем.

Читать 6 советов о построении крепкой организационной культуры от руководителей Asana

Чем выше моральный дух, тем больше удовлетворённость сотрудников

Когда сотрудники довольны своим положением и заинтересованы в работе, они положительно относятся к компании, в которой трудятся, и с меньшей вероятностью будут искать новое место. Кроме того, сотрудники, которых полностью устраивает собственное положение, лучше справляются с поиском новых талантов. Увлечённые сотрудники с большей вероятностью будут рекомендовать открытую вакансию нужным людям и положительно отзываться о компании.

quotation mark
Я убеждена, что совместная работа — это ключ к решению самых сложных проблем в мире. Благодаря работе в Asana, я могу по мере своих сил помогать людям справляться с самыми масштабными задачами, подготавливая новых специалистов с помощью подходящих средств и инструментов.”
Кристина Гэвин, руководитель отдела адаптации новых сотрудников, Asana

Высокий моральный дух начинается с эффективного руководства

Руководство и культура вашей компании — это основа крепкого морального духа сотрудников. Хотите узнать больше о том, как повысить эффективность руководства компании? Другие статьи на тему лидерства можно найти в библиотеке ресурсов Asana.

Дополнительные ресурсы

Статья

Превратите синдром самозванца в уверенность: 15 советов для руководителей и сотрудников

How team morale affects employee performance

Sarah Laoyan contributor headshotSarah LaoyanJuly 21st, 20217 min read
facebooktwitterlinkedin
Team morale tips - header image

When you're building a team, you're looking for team members with the right skills to help your organization achieve its objectives. Part of helping your team achieve their full potential is making sure they’re supported and engaged at work. This is where team morale comes in. As your team grows, how do you create—and maintain—high team morale and job satisfaction across all of your team members? 

Building and sustaining employee morale starts with your company culture. A clear company culture can help guide morale when things go wrong. Ready to learn more about creating and maintaining strong morale? Here’s how.

What is employee morale?

Team or employee morale is the overall outlook that employees have towards their organization or business. In this context, morale can be described as the confidence that a person or group has in your organization or business. 

Good morale means that your employee satisfaction is high—people are generally engaged at work. When you start to see low employee morale, that means your employees are discontent. Look to see if anybody is experiencing burnout or is feeling disengaged with their work. While these are very general examples, there are many aspects that can affect employee morale.

3 ways to boost employee morale

Encouraging and maintaining morale starts with team leadership. As a team leader, there are a variety of things you can do to foster and maintain employee satisfaction, including:

1. Lead by example

Human beings are social creatures, and by nature, we look to those in leadership positions for cues on how to act. While everyone has their own unique way of leading, here are a few ways you can lead by example to create strong team morale:

  • Get involved in your team’s work. By being involved with your team, you're showing them that you not only trust them with their work, but that you’re engaged with their work. Engaged leaders better understand the work that their team does. Then, demonstrate your support by reinforcing how their individual work connects to broader business goals.

  • When in doubt, lead with empathy. Good leaders show employees that they care about them—not just as an employee but also as a person. Empathetic leaders give credit where credit is due, allow for flexibility when it's needed, and check in with team members regularly to see how they're feeling.

  • Lean into transparency. Regularly share information regarding company changes, challenges that your team is having, or even what's happening in your own life. Showing your team that you're also human creates a safe space for them to share their candid feelings as well.

  • Ask for feedback. A good leader creates opportunities for open feedback and takes that feedback to heart. Whether you do this in a 1:1, as a group, or anonymously, soliciting feedback can help your employees feel heard. That way, employees are less likely to discuss grievances with other coworkers in a way that can affect morale.

Read: How to lead by example, according to one Asana leader

2. Build trust with your team

When you build trust with your team, you’re sharing the responsibility so that everyone is empowered to do their jobs effectively and autonomously. You can do this by giving them the freedom to make decisions and encouraging them to grow their skillsets. When you trust your employees to make good decisions, they’ll feel more confident that their voice and opinion matter. This benefits the entire team because every team member can share their individual strengths and perspectives and put them to use in a meaningful way.

When your team is working hard, remember to give your employees the appreciation they deserve. Identify team members who are making an impact and recognize them for the specific work they have contributed. A blanket statement doesn’t do much for employee morale, but highlighting specific contributions shows that you care about their work and their impact on the company.

Examples of meaningful employee recognition:

  • “Thank you for making time to accommodate that last-minute meeting. I know you have a busy schedule so I appreciate your flexibility.”

  • “The extra slide that you added to the presentation brought a lot of value. Thank you for sharing your expertise.”

  • “Thank you for your patience handling that difficult customer. The patience you showcased is a fantastic example of what our team members should strive for.”

3. Help employees thrive outside of work

Your team’s overall wellbeing is just as important to their morale as workload and resources. When you’re committed to helping your employees live a healthy and satisfying life outside of work, they’re more likely to be engaged at work, creating a positive work environment for other team members. 

Work-life balance is a key part to your team’s wellbeing. If someone is juggling several deadlines, sick kids, and also trying to maintain a clear head for work the next day, that’s a recipe for burnout. According to the Anatomy of Work survey conducted by Asana, 71% of survey respondents reported feeling burnout at least once in 2020.

Enable your team to thrive by encouraging a healthy work-life balance. Offer regular breaks—extended time off—and not just daily lunch breaks. Encouraging employees to take time off not only helps employee productivity, but can also increase morale. 

Employees are also more likely to have higher job satisfaction if they have access to benefits that enable them to thrive outside of the workplace. Benefits like child care, parental leave, transportation, and healthcare can all contribute to employee engagement. These are all things outside of work that can affect someone's daily life, and when robust benefits are available, employees can focus on doing their jobs well instead of worrying about their responsibilities outside of work. While employee benefits are handled by a small section of employees, team leads can use their voice to advocate for the benefits that their team needs to thrive. 

Factors that can decrease team morale

Employee morale is an important aspect of company culture that needs consistent attention and care. When you aren’t intentional about creating a strong team culture, morale can decrease. Here are a few facts that contribute to low team morale:

Stressful company culture

Many things can contribute to a stressful company culture. Frequent operational changes and high turnover rate are all things that can create high stress for employees. 

Frequent changes in an organization can cause stress on employees by making them feel unstable. If a company can't decide how to organize their team members or establish standard processes, this makes it difficult for employees to do their work effectively. For example, a team may have a manager set a specific process, and then within a few months a new manager may join and set an entirely different process. Having to switch processes in a short amount of time can cause confusion and thrash.

A high turnover rate can also cause stress to your team. Having to continually train new hires can create more work for team members. In addition to hiring, it will take time for new employees to fully ramp up. When employee turnover is high, your team doesn’t have the opportunity to focus on the work they were hired to do, but are more focused on getting new team members onboarded. If team members are constantly being cycled in and out, the work that helps companies meet their goals will take longer to complete. 

If team leads start seeing an increase in turnover rate, it’s necessary to start implementing strategies to prevent a dip in morale. Establishing strong team dynamics and cross-training team members to ensure that there’s proper coverage if another team member is out can help your team stay afloat—regardless of what’s happening at the company level. 

Unstable leadership

Leadership plays a big part in company culture and employee morale. If there are frequent changes in leadership, employees don't have enough time to establish a relationship with their manager. It’s important to take time to build a one on one relationship with your reports. Your employees need to know that they have an advocate on their side. Managers also have the responsibility of being a connection to broader company goals and outlook. If that is constantly changing, employees might not get the information they need or feel connected to the broader purpose of their work.

Similar to the lack of clarity on goals, a lack of transparency on the performance of a company as a whole can quickly lower employee morale. If employees are seeing high employee turnover, emergency meetings, and constant shifts in leadership, those are sure fire signs that something is not going right. And when leaders don’t address real challenges with authenticity and transparency, employees can lose faith in leadership and experience lower morale.

Clear communication from leadership to employees can combat these stressors. If leadership is providing clarity to employees about their roles, responsibilities, and processes, they’ll know exactly what to do to meet those goals. With more clarity, team members can work on the things that contribute directly to company goals.

Read: 12 tips to effective communication in the workplace

Maintaining employee morale during remote work

Employee morale can change at any moment—and some of the reasons for that change may not be work-related at all. Let's take the COVID-19 pandemic for example. Many people had to drastically change their day-to-day work routines to shift—overnight—to remote work. 

The pandemic was a major external stressor that companies had very little control over. This change drastically shifted how many companies operated. To help their newly remote teams maintain morale, many companies adapted to the stressful circumstance of the pandemic by offering additional benefits and support. At Asana, we implemented global company holidays and mental health support to maintain a strong team morale and support team members as they learned how to work from home

Why should you care about employee morale?

Building team morale and company culture is an important step to establishing long-term employee satisfaction. But why is it so important to ensure that your company maintains high employee morale? Here are a few reasons:

High morale means happier employees

When employees are happy and have good work-life balance, they're more likely to produce higher quality work. Employees who experience less stress are more focused, creative and open to changes and new ideas. 

Less stressed employees also mean healthier employees. According to the Mayo Clinic, individuals who are chronically stressed can have an increased risk of health problems, such as digestive issues, muscle tension, headaches, high blood pressure, and mental health problems. When people are less stressed, these health problems are less likely to occur. Employee wellness, both physical and mental, can lead to higher productivity and less absenteeism due to health problems.

Read: 6 tips to build a strong organizational culture, according to Asana leaders

High morale means increased employee retention

When employees are happy and engaged and have a positive outlook on their company, they’re less likely to search for a new job. Not only that, happy employees are the best recruiters for new talent. Engaged employees are more likely to refer people to an open position and speak positively about the company.

I strongly believe that collaboration is the key to solving the world’s biggest challenges. Working at Asana gives me the chance to help teams tackle some of the world’s biggest tasks, even if it’s in a small way by preparing our incoming new hires with the tools they need to succeed.

High morale starts with great leadership

Your company’s leadership and culture are the foundation for strong employee morale. Interested in learning more about how you can improve leadership at your company? You can find more articles on leadership in Asana’s resource library.

Related resources

Article

How to build expert power (and become a better leader)